Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Секрет волшебных слов»
детей подготовительной логопедической группы
Крючкова Лариса Ивановна,
воспитатель МБДОУ № 140,
г. Мурманск
Программное содержание:
— закреплять у детей навыки самостоятельного употребления слов, выражающих просьбу, благодарность;
— продолжать учить здороваться и прощаться, употребляя слова: здравствуйте, доброе утро, мы рады вас видеть, мы рады с вами познакомиться, до свидания, до новых встреч, приходите к нам ещё;
— показать детям непривлекательность плохих поступков, вызывать желание активно противостоять им;
— осуществлять работу по обогащению речи дошкольников синонимическими вариантами выражения одобрений (комплиментов);
— развивать способность детей проявлять доброжелательность посредством интонации, мимики, жестов;
— развивать основы социального поведения, навыков правильного общения с окружающими;
— продолжать работу по снятию поведенческого негативизма, используя специальные игры и упражнения.
Оборудование: кукла-мальчик Антошка, кукольное кресло, песенка игрушек в записи, дидактическая игра «Что такое хорошо и что такое плохо», наборное полотно на каждого ребёнка, дидактическая игра «Наши эмоции».
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Дети входят в группу. Каждый ребёнок произносит приветствие и называет своё имя. Раздаётся стук в дверь.
Воспитатель: Что это за шум за дверью? Кто там стучится? Давайте посмотрим. (Открывает дверь и вносит куклу Антошку).
Антошка (говорит голосом воспитателя): Здравствуйте, ребята!
Дети: (Произносят слова приветствия).
Антошка: Наконец-то мы с вами встретились!
Воспитатель: Ребята! Антошка наш гость! А когда приходят гости, что им говорят, как приглашают?
Дети: Нужно сказать: «Проходите, пожалуйста!», предложить стул и сказать: «Садитесь, пожалуйста!» (Дети усаживают Антошку и садятся на ковёр).
Антошка: Спасибо за приглашение и за то, что на кресло усадили, а то я очень устал с дороги. Я так хотел вас увидеть, потому что слышал, что ребята вашей группы друг другу помогают и товарищей не обижают! Я долго путешествовал и многое повидал. То, что видел – вам расскажу.
Скажите, может быть, у вас такое бывает? Слушайте внимательно…
Двум мальчишкам–драчунишкам
Не играется с утра
Ни в хоккей, ни в мяч, ни с книжкой
Не хотят побыть «друзья»,
Кулаками размахались,
Слёзы мажут по лицу
И кричат: «Сейчас побью!». Есть у вас такие дети?
Дети: (отвечают).
Антошка: Всем на свете драчунам стыд и срам!
Воспитатель: У нас таких детей нет, Антошка! А чтобы ты сам в этом убедился, мы сейчас сыграем в игру «Давайте поздороваемся!» (Цель: снятие агрессии). Вставайте на игру и будьте очень внимательны.
(Дети под музыку, в произвольном порядке (врассыпную) двигаются по группе. По сигналу воспитателя останавливаются и здороваются с тем, кто оказался рядом):
1 хлопок – «здороваются» ладошками.
2 хлопка – «здороваются» мизинчиками.
3 хлопка – теребят друг другу ушки.
4 хлопка – «здороваются» носиками.
Воспитатель: Вот видишь, Антошка, какие у нас дружные дети!
Антошка: И верно, вы очень дружные ребята! Присядьте на коврик и послушайте ещё одну историю…
Однажды я случайно оказался в одном детском саду ночью! Вижу, в одной группе сидят на полу игрушки и грустную песню хором поют: (грамзапись)
Мы бедные игрушки, поломанные!
Мы бедные игрушки, несложенные!
Нелюбимые и забытые…
Кто на полку нас посадит?
Кто на место отнесёт?
Кто нам платьице поправит,
В косы ленты заплетёт?
Ой! Ай! Ой! Ай!
Скажите, ребята, ваши игрушки такие песни не поют?
Дети: (отвечают).
Воспитатель: Нет, дорогой Антошка, наши дети прекрасно знают, что такое хорошо и что такое плохо. Можешь в этом сам убедиться. Ребята, садитесь за столы и внимательно слушайте задание. (Дидактическая игра «Что такое хорошо и что такое плохо»).
Перед вами картинки с изображением хороших и плохих поступков. Разделите их на 2 группы. На верхней полоске наборного полотна разложите картинки, изображающие хорошие поступки, а на нижней полоске — плохие.
— Дениска! Какой поступок ты считаешь хорошим? (Девочка моет посуду – это хороший поступок, потому что она помогает маме).
— Миша! Какой поступок ты считаешь плохим? (Мальчик ломает дерево – это плохой поступок, потому что природу нужно любить и охранять).
Антошка: Какие вы умные, ребята! Сколько вы много всего знаете! А вот ещё один случай…
Как-то раз я видел такую картину: на полу лежит малыш весь красный от крика, ногами об пол стучит, руками машет: «Не хочу я кашу есть! Не хочу я чаю! Вызвали доктора – не заболел ли мальчик? Но доктор сказал: «Здоров!» А среди вас есть такие дети?
Дети: (отвечают).
Антошка: Стыд и срам капризулям, крикунам!
Воспитатель: Наши ребята, Антошка, совсем не капризничают. Они уже взрослые и сами не любят капризных детей. Давайте, ребята, покажем Антошке, как мы играем в игру: «Наши эмоции».
(Воспитатель задаёт словесную ситуацию, а дети показывают своё к этому отношение мимикой лица, затем находят нужную картинку, которая соответствует данному выражению лица).
— Мальчик помогает одеваться своей младшей сестрёнке
— Девочка разорвала книжку
— Дети готовят подарки для мам ко дню 8 Марта
— Мальчик привязывает консервную банку к хвосту кошки
Воспитатель: Какой мимикой вы покажете отношение к данному поступку? Я вижу отрицательное отношение на ваших лицах. А теперь покажите карточку, которая соответствует вашей мимике. Какое чувство вызвал у вас данный поступок?
Например:
— этот поступок плохой, поэтому он вызвал у меня чувство гнева (недовольства, ненависти).
— этот поступок хороший, поэтому он вызвал у меня чувство радости (счастья).
Воспитатель: Вот какие, Антоша, у нас дети! Но это ещё не всё. Наши дети знают, что такое «комплимент».
Дети: комплимент – это похвала, приятное ласковое слово.
Воспитатель: Мы приглашаем тебя поиграть с нами в игру: «Вежливые слова».
Дети встают в круг, держась за руки. Выбрать ведущего. Ведущий становится в середину круга и закрывает глаза. Дети идут по кругу со словами:
Раз, два, три, четыре, пять
Постарайся угадать,
Кто тебя сейчас похвалит,
Комплимент тебе подарит?
С последним словом дети останавливаются, воспитатель дотрагивается рукой до одного из них. Этот ребёнок произносит похвалу водящему, а тот должен по голосу угадать, кто произнёс ему комплимент.
( Добрый, умный, смелый, весёлый, красивый, заботливый, нарядный)
Антошка: Вы очень воспитанные дети!
Воспитатель: А ещё наши дети знают много пословиц и поговорок о добре и дружбе.
Дети:
— «Ласковое слово, что весенний день»
— «Ласковое слово нетрудно сказать»
— «Добрые слова дороже богатства»
— «Доброе слово железные ворота открывает»
— «Добро век не забудется»
— «Жизнь дана на добрые дела»
— «Нет друга – ищи, а нашёл – береги!»
— «Не одежда красит человека, а добрые дела»
Антошка: Спасибо вам, ребята! Я так многому у вас научился!
Воспитатель: А теперь давайте попрощаемся с нашим гостем!
Дети:
— Всего доброго!
— Счастливого пути!
— До новых встреч!
— Мы рады были встрече с вами!
— Приходи к нам ещё!