Сценарий родительского собрания
«Сенсорное развитие детей раннего возраста»
Лебедева Марина Борисовна,
старший воспитатель МБДОУ № 10,
г. Кировск Мурманской обл.
Цель: повысить уровень педагогической компетентности родителей в вопросе по формированию у детей сенсорного опыта.
Задачи:
- Заинтересовать родителей важностью сенсорного развития детей
- Дать практические советы
- Предоставить возможность поделиться своим опытом
Вид собрания: тематическое
Форма: педагогическая мастерская
Этапы проведения:
- Подготовительный
- Основной
- Завершающий
Подготовка к собранию:
- Анкетирование «Что такое сенсорика и что с ней делать?»
- Презентация по теме: «Что такое сенсорика?»
- Фотостенд «Мы играем – и развиваемся!»
- Съёмка видеосюжетов игр и занятий детей в совместной со взрослым и в самостоятельной деятельности
- Подготовка выставки игр и игрушек, развивающих сенсорный опыт детей
- Подготовка памятки для родителей
Ход собрания:
1.Вступительное слово
– Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады, что вы откликнулись на наше предложение поговорить о развитии у наших детей сенсорного опыта. Маленькие дети очень любознательны, и наша задача – направить их познавательную активность в нужное русло. Если мы с вами будем сотрудничать, то у нас всё получится быстрее и лучше.
Мы провели анкетирование «Что такое сенсорика и что с ней делать?» (Представить итоги анкетирования)
Сенсо́рика (от лат. sensus, «восприятие») – категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий.
2. Презентация по теме
1 слайд – название – «Что такое сенсорика?»
– Давайте разберёмся: что такое сенсорика, и зачем она нужна нашим детям.
2 слайд – Сенсорное развитие –это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.
3 слайд – Как происходит восприятие предметов и явлений окружающего мира?
– Ответьте на заданный вопрос. (после ответа появляется картинка)
– Итак, сенсорное развитие – это развитие зрительного, слухового восприятия, тактильных ощущений (осязания), обоняния, вкусовых ощущений. А вместе с ними: внимания, мышления, речи, памяти, воображения.
4 слайд – Значение сенсорного развития
– Если ребёнка не обучать специально, восприятие долго остаётся поверхностным, отрывочным и не создаёт необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности: рисованием, конструированием, полноценным усвоением знаний в начальной школе.
5 слайд – Когда начинать и какими способами?
Ответ на первый вопрос у медиков и психологов одинаковый: чем раньше – тем лучше. Возможности мозговой деятельности малыша до 3 лет настолько большие, что ни один взрослый, даже профессор, не сможет усвоить и запомнить такое количество данных.
– Рассматривая с малышом окружающий мир, не только называйте предметы, но и обращайте внимание на их признаки: величину, цвет, запах, вкус и т.д. И обязательно дайте ребёнку потрогать: в раннем возрасте тактильные ощущения играют огромную познавательную роль.
6 слайд – Ведущая деятельность у ребёнка раннего возраста – предметная
– Показывая, проговаривайте свои действия с предметом, а затем и действия ребёнка, чтобы малыш и увидел, и услышал, и потрогал. Обучение идет по подражанию действиям взрослого.
7 слайд – Что может малыш от 1г. до 1г.6м.
– Понимать слова, обозначающие цвета предметов (красный, синий), размеры (большой, маленький), формы (кубик, кирпичик, шар, призма-крыша); нанизывать на стержень пирамидки 2 – 3 кольца одинакового размера; собирать с помощью взрослого конусную пирамидку из 2 – 3 колпачков разных размеров; собирать пирамидку из четырех колец двух контрастных размеров; открывать и закрывать одноместную матрешку; вкладывать меньшие предметы в большие и вынимать их; действовать с предметами: открывать – закрывать, нанизывать – снимать, прокатывать, втыкать, шнуровать, накладывать, ориентируясь на их величину (большой, маленький), цвет (красный, синий); действовать с различными дидактическими игрушками; совместно со взрослым создавать из кубиков, кирпичиков и призм (крыш) постройки и обыгрывать их с использованием сюжетных игрушек.
8 слайд – Что может малыш от 1г.6м. до 2 лет
– Понимать (называть) 4 цвета предметов, размер (большой, маленький), форму (кубик, кирпичик, крыша-призма, цилиндр-столбик), состояние (чистый, грязный), а также место нахождения предмета (здесь, там); временные (сейчас) и количественные (один и много); с помощью взрослого собирать пирамидку из 4 – 5 колец, колпачков; подбирать крышки к коробочкам, баночкам; собирать двухместные дидактические игрушки (матрешки, бочонки); составлять разрезные картинки из двух частей; соотносить плоскостные фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) с отверстиями дидактической коробки; различать четыре цвета (красный, синий, желтый, зеленый); по предложению взрослого отбирать предметы определенного цвета; конструировать, подражая взрослому: прикладывая, накладывая строительные материалы; совместно со взрослым обыгрывать постройки, использовать для игр сюжетные игрушки.
9 слайд – пожелание: «Удачи в развитии малышей!»
– Играйте с малышом так, чтобы это приносило ему радость познания мира.
– Если есть вопросы, смело задавайте их, чтобы не было каких-то белых пятен в понимании этой темы.
3.Решение проблемных вопросов:
– Представьте, что Вы купили замечательную, на Ваш взгляд, развивающую игрушку, дали её ребёнку, а он не играет. Что делать? (Заинтересовать, показать,
как играть, поиграть немного вместе; если не поможет, то на время убрать).
– Вы дали ребёнку игрушку, а он не играет ею обычным способом, а например, катает колечки пирамидки, стучит её основанием. Что Вы будете делать? (Если детали прочные, можно поиграть и по-другому, а потом вернуться к игре по назначению игрушки. А если непрочные, то лучше предложить для воплощения возникшего замысла другие предметы).
4.Практикум «Сенсорная комната»
На столах разложены игры и игрушки, развивающие сенсорный опыт детей.
– Выберите понравившуюся игру или игрушку и расскажите, как вы играете (или играли бы) со своим малышом. Почему выбрали именно это?
5. Просмотр видеосюжетов
– Давайте посмотрим совместные с воспитателем и самостоятельные игры с дидактическими игрушками, предметами-орудиями и задания на соотнесение и группировку предметов по величине, форме и цвету (один или два признака).
6. Рефлексия «Что нового вы узнали?»
– Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями: что нового вы узнали сегодня, что вас удивило, порадовало или разочаровало? (Высказываются все по очереди, передавая игрушку с успокаивающим эффектом – колобок).
7. Раздача памяток и задание на дом:
– Поиграйте вечером с ребёнком в какую-нибудь новую для него игру, развивающую его сенсорный опыт. И вместе получите удовольствие!
Список использованных источников:
- ПОПДО «От рождения до школы», под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, М., Мозаика-Синтез, 2019
- Хохрякова Ю.М. «Сенсорное воспитание детей раннего возраста», М., ТЦ Сфера, 2014.
- Пилюгина Э.Г. «Занятия по сенсорному воспитанию». М..Просвещение
- «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста», сост. Т.П.Высокова, Волгоград, Учитель, 2016.
- Галанов А.С. «Психическое и физическое развитие ребёнка от одного года до трёх лет», М., АРКТИ, 2000.
- Ссылки на страницы WEB-сайтов: https://www.maam.ru/detskijsad.html
- https://goldkey.68edu.ru/assets/files/2017/.pdf