Конспект образовательной деятельности
«Сине-голубая гжель»
с детьми старшего дошкольного возраста
Волкова Валентина Андреевна,
старший воспитатель МБДОУ г. Мурманска № 87
Краткая аннотация. Это образовательная деятельность для детей 5-6 лет с использованием квест — игры, говорящей ручки «Знаток» слайдовой презентации, продуктивной деятельности, физкульминутки, подвижной игры. Занятие носит интегрированный характер, где комплексно используются элементы информационно- коммуникативных, личностно-ориентированных, здоровьесберегающих и игровых технологий, а также решаются задачи познавательного, художественно-эстетического, социально коммуникативного и физического развития.
Ключевые слова: гжель,мастера,роспись,путешествие.
Программное содержание:
- Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами и, в частности, с гжельской росписью;
- Формировать умение оформлять плоскостную фигуру элементами узора гжельской росписи, выполняя работу в разных техниках;
- Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на плоскости;
- Развивать речь детей, мелкую моторику рук;
- Воспитывать интерес к народному декоративному искусству; вызывать положительный эмоциональный отклик на прекрасное.
Материалы:
- демонстрационный материал
- мультимедийная презентация;
- фонограммы музыкальных произведений (аудиозапись песни «Незабудковая гжель» муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского, русские народные мелодии);
- белая скатерть;
- изделия гжельского промысла (различная посуда и сувениры);
- краски акварель;
- кисти;
- баночки с водой;
- салфетки;
- пластилин синего, голубого цвета;
- самоклеящаяся бумага;
- силуэты посуды.
Ход занятия:
Дети входят в зал под музыку.
Мастерица (воспитатель одет в гжельский костюм – кокошник, платье):
Здравствуйте, ребята! Я Мастерица! С самого утра у меня очень хорошее настроение, потому что я очень ждала встречи с вами. А вы радовались, когда шли в детский сад?
Приглашаю вас в круг радости. Давайте скажем:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуйте, мои друзья!
Очень рада, встрече я!
Мастерица: Сегодня рано утром мне принесли посылку.Посмотрите, какая она необычная? (распаковывают бумагу, достают коробку украшенную рисунком гжель). Кто же нам ее прислал и что в ней? (дети высказывают свои предположения) Откроем коробку? Посмотрите, здесь карта, еще что то такое?
Да это же Говорящая ручка. Я поняла ребята, нам предлагают отправиться в путешествие в сине-голубую сказку, а Говорящая ручка она будет нам помогать. Согласны? (ответы детей).
Мастерица: Рассмотрим карту, как вы думаете, с чего начнем наше путешествие (дети рассматривают карту – схему, предлагают свои варианты)
Мастерица: Во время путешествия нам надо будет справиться с заданиями и что бы мы не запутались на карте каждое задание отмечено цифрой, а какое это задание нам расскажет говорящая ручка. По окончанию каждого задания Вам будет даваться, один пазл и по окончанию нашего путешествия мы соберем картинку.
Мастерица подносит говорящую ручку к аудио стикеру на карте)
Говорящая ручка
Задание 1.
Сине-белая посуда,
Расскажи-ка: ты откуда?
Видно с севера пришла
И цветами расцвела:
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми.
Отправляйтесь в путешествие к народным умельцам в сине-голубую сказку.
Узнайте, почему она так называется?
Мастерица: Проходите на стульчики и смотрите внимательно. Я Вам сказку сказывать буду.
Показ презентации «Сине -голубая сказка»
(1слайд)
Есть в Подмосковье такое местечко
Белая рощица, синяя речка.
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо волшебных мелодий.
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра слышней.
Расцветает Гжель васильковая,
Незабудковая Гжель!
(2 слайд )
В одной деревушке с названием Гжель, которая находится недалеко от Москвы, живут мастера, которые делают удивительную посуду с небесными узорами. Они делают её из особой глины, найденной в этих местах, которая при обжиге становится белой. Откуда же произошло название деревни? В названии этой деревушки слышится слово «жечь». Жители деревни с радостью называют себя гжельцами и говорят, что нигде нет такого синего неба, как у них над крышами домиков, таких чудесных цветов и такой голубой речки. Вот и задумали они сохранить синеву неба на веки вечные, чтобы и в дождь и в туман светилась посуда небесным цветом и напоминала о ласковом лете.
(3 слайд )
Почему же Гжель так полюбилась людям? Да потому, что сделана она с любовью и в первую очередь за её необыкновенный цвет. Он всегда бело-синий, яркий и прямо какой-то звонкий, как будто колокольчик на морозе звенит «дзинь-дзинь! Дзинь-дзинь!» Далеко слышно колокольчик, далеко видно узор на посуде. То сильнее нажимает художник на кисточку, то слабее, то всем ворсом ведёт узор, то самым кончиком. Будто не художник одной – единственной краской рисует, а дирижёр целым оркестром управляет. Палочка дирижёра помогает рождаться звукам, а кисточка художника – красочным узорам.
(4 слайд) Фильм
(5 слайд)
Гжельская посуда хороша необыкновенно! Посуда у мастеров выходит белоснежная, а узор на ней одной единственной синей краской. Но узор этот настолько удивительный, что хочется смотреть на него снова и снова.
(6 слайд) Делают в Гжели не только посуду, но и другие полезные предметы — часы, подсвечники, шкатулки. И расписывают знаменитыми небесными узорами.
(7 слайд) Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал. Своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. Всего одна краска…А какая нарядная и праздничная получилась роспись.
Мастерица: Понравилась вам сине-голубая сказка? (Ответы детей)
Беседа по сказке.
Воспитатель:
– О каком промысле эта сказка?
– Из чего гжельские мастера делают свои изделия?
– Каким узором украшают мастера свои изделия?
– Какие изделия делали мастера из глины?
Мастерица: Как вы думаете, с заданием справились? (Ответы детей)Получите пазл за правильный ответ.
Мастерица: Наше путешествие продолжается (дети рассматривают карту)
Задание 2
Собирайтесь дети в круг
Крепко за руки возьмитесь
И в цветочки превратитесь
Физминутка «Цветы»
Раз –два-три выросли цветы (сидели на корточках, встаем)
К солнцу потянулись высоко: (тянутся на носочках)
Стало им приятно и тепло! (смотрят вверх)
Ветерок пролетал, стебелечки качал (раскачивают руками влево — вправо над головой)
Влево качнулись — низко прогнулись. (наклоняются влево)
Вправо качнулись – низко пригнулись. (наклоняются вправо)
Ветерок убегай! (грозят пальчиком)
Ты цветочки не сломай! (приседают)
Пусть они растут, растут,
Детям радость принесут! (медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики)
Мастерица: Какие красивые, нежные цветы у нас расцвели, прямо как на гжельской росписи. А мы с Вами продолжаем наше путешествие.Получите еще один пазл.
Задание № 3
Тут предметы старины до сих пор сохранены.
Любознательный народ, поглазеть на них идет.
Мастерица: Я приглашаю вас на необыкновенную выставку изделий русских мастеров, русских умельцев. На выставке разрешается только смотреть, руками трогать экспонаты (предметы) на выставке запрещается. На выставке гостей встречает и знакомит с экспонатами экскурсовод. Сегодня я буду вашим экскурсоводом. Вы согласны? (Предложить встать полукругом). Полюбуйтесь красивыми изделиями. (Дать возможность несколько секунд полюбоваться). Они вам нравятся? (Да!) Чем нравятся? (Они красивые, необыкновенные, неповторимые…) Эти предметы не просто глаз радуют, они и про себя рассказать могут многое.(подносит говорящую ручку к аудио стикерам на предметах, звучать стихи).
Мастерица: Почему Гжель называют сине-голубой?
(Ответы детей) С заданием ручки вы справились вот Вам еще один пазл.
Мастерица: Следующее задание очень ответственное (подносит к аудио стикеру на карте говорящую ручку)
Задание 4
Синие птицы по белому небу,
Море цветов голубых,
Кувшины и кружки – быль или небыль?
Изделия рук золотых.
Синяя сказка – глазам загляденье,
Словно весною капель,
Ласка, забота, тепло и терпенье,
Русская звонкая Гжель!
Мастерица: Давайте почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами и потренируемся в росписи. Только мастера свою посуду расписывали красками, а вы это сделаете необычным способом. Обратите внимание в нашей мастерской, есть не только краски и кисти, но и пластилин, и самоклеящаяся бумага. Выберете посуду и материал, с помощью которого мы будете украшать ее. (Дети выбирают и садятся за столы)
Мастерица: Сегодня нам пригодятся наши внимательные глазки, умелые ручки, с их помощью мы сделаем гжельский узор на посуде.
Рассмотрим узор (вопросы детям):
— Какими узорами украшена ? (цветком и бордюром из точек).
— Где расположен цветок? (В середине, на одной стороне посуды).
— Из каких элементов состоит цветок? ( Серединка и лепестки).
— На что похожи лепестки цветка? (На капельку).
-Капелька – один из любимых элементов мастеров Гжели.
Мастерица: Дети, с чего вы начнете работу?
Поможет вам в работе песня «Незабудковая Гжель».
(Звучит аудиозапись песни «Незабудковая Гжель»)
В конце занятия дети приклеивают свои работы на магнитные доски Мастерица:
Вы непросто детвора,
Вы ребята – мастера
Вы все расписали по одному предмету, а вместе получился красивый, нарядный сервиз. Какая красота получилась, какие сказочно красивые узоры и это
притом, что в росписи использовался всего один цвет – синий.
— Нравится он вам?
У русских людей есть поговорка «Умелец да рукоделец себе и людям радость приносит». Она о вас. Своей работой вы подарили радость себе и окружающим людям.
— О каком промысле мы сегодня беседовали?
— Из чего делают гжельскую посуду.
Даю Вам, еще один пазл в Вашу копилку.
Мастерица: Наше путешествие в сказочную страну Гжель продолжается, обратите внимание следующее задание, карусель изображена?
Задание 5
Говорящая ручка:
Солнце яркое встает.
Спешит на ярмарку народ.
Отворяют ворота,
Проходите, господа
Подвижная игра «Карусель» (звучит музыка)
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите
Раз, два, раз, два,
Вот и кончилась игра!
Мастерица: И с этим веселым заданием Вы успешно справились. Последний пазл и мы можем собрать картинку. Что же у нас получилось?
(Дети составляют из пазлов картинку)
Мастерица: Наше путешествие в сине голубую сказку подходит к концу,
— Вам понравилось?
— С какой росписью мы познакомились?
— Где побывали? (обращает внимание детей на последний аудио стикер на карте)
Говорящая ручка:
Чай горячий ароматный
И на вкус весьма приятный
Он недуги исцеляет
И усталость прогоняет
Силы новые даёт
И друзей за стол зовёт
С благодарностью весь мир
славит чудо — эликсир
Мастерица:
Хоть закончен разговор
Приглашаю всех за стол
Чашка чаю ждёт гостей
Приглашаю всех друзей!
Звучит песня «Русский чай» слова и музыка А. Фроловой воспитатель приглашает детей к столу.