Конспект образовательной деятельности
«Народные промыслы наших предков»
для детей 5-6 лет
Толок Татьяна Владимировна,
воспитатель МБДОУ «Детский сад N10»,
г. Кировск Мурманской области
Цель: Формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами России.
Задачи
Образовательные:
— продолжить знакомство с творчеством русского народного промысла: Хохлома, Гжель, Дымково, Сергиев Посад;
— формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведения народных мастеров;
— приобщать детей к устному народному творчеству, народным играм.
Развивающие:
— развивать эстетические чувства, эмоции
, переживания, интерес к народному искусству;
— способствовать развитию связной речи, зрительного внимания и восприятия, мышления, творческого воображения, тактильных ощущений;
— развивать наблюдательность, умение видеть отличительные особенности изделий, фон, колорит росписи, элементы узора.
Воспитательные:
— воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастеров русского народа;
— воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям.
Словарная работа: народные промыслы, прикладное искусство, элементы росписи, ярмарка.
Предварительная работа: просмотр презентации «Народные промыслы», изобразительная деятельность по данной теме, рассматривание игрушек, иллюстраций, изделий народных мастеров, чтение пословиц и поговорок о мастерах, труде, беседы о русских народных промыслах России.
Методы и приёмы: словесные (беседа, объяснения, познавательный рассказ, стихи, загадки, пословицы), наглядные (иллюстрации, презентация, демонстрационный материал), игровые (дидактические, подвижные игры).
Материалы и оборудования: изделия русских народных промыслов: деревянная посуда с хохломской росписью, разнообразные русские матрёшки, дымковские игрушки, предметы гжельской керамики, дидактические пособия на липучках: «Дымковская игрушка», «Сказочная гжель», «Матрёшка – русская красавица», «Золотая хохлома», иллюстрации с изображением ярмарки, платочки.
Структура ОД:
1. Вводная часть:
— утреннее приветствие «Друг»;
— сказка-легенда;
— Д/и «Закончи пословицу».
2. Основная часть:
— сюрпризный момент (письмо);
— подвижная игра «Изобрази дымковскую игрушку»;
— викторина с мячом «Дымковская игрушка»;
— игра на хохломских ложках;
— хороводная игра «Матрёшка»;
— дидактические пособия на липучках: «Дымковская игрушка»,
«Сказочная гжель», «Матрёшка – русская красавица», «Золотая хохлома»;
— загадки из серии народные промыслы России.
3. Заключительная часть:
— обобщение воспитателя;
— анализ ОД.
1.Вводная часть.
Воспитатель: Доброе утро, ребята, я очень рада вас всех видеть! Давайте мы с вами поприветствуем друг друга.
Утреннее приветствие «Друг»
Воспитатель и дети:
Собрались все дети в круг (встают в круг),
Я твой друг (руки к груди)
И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)
Крепко за руки возьмемся (берутся за руки)
И друг другу улыбнемся (улыбаются).
Воспитатель: Какое хорошее настроение у всех. И это как раз для того, чтобы отправиться в город мастеров на ярмарку, где представлены различные народные промыслы.
Откуда же берутся такие мастера? Хотите узнать, тогда присаживайтесь, а я вам расскажу.
Сказка:
Жила-была в одной деревне девушка. Была очень трудолюбивой и умелой — и пряла, и вышивала, а посуду расписывала, залюбуешься! Прозвали её за это Марья-искусница. Прознал о ней Кощей Бессмертный и задумал украсть мастерицу. Да не успел… Марья-искусница превратилась в жар-птицу, и улетая, стала ронять на землю свои красивые перышки. И вот куда упало перо, там и появились на земле русской мастера и умельцы. Вот такая сказка.
Хорошие мастера пользовались доброй славой в народе.
А как про таких мастеров говорили?
Дети: «Мастера на все руки».
Воспитатель: Правильно. Русский народ придумал много пословиц и поговорок о трудолюбие. Давайте их вспомним.
Д/и «Закончи пословицу»:
«Без труда…» (не вынешь рыбку из пруда»;
«Больше дела…» (меньше слов);
«Где труд…» (там и счастье);
«Сделай дело…» (гуляй смело);
«Труд человека кормит…» (а лень портит);
«Кто не работает…» (тот и не ест);
«Кто любит труд…» (того люди чтут).
2.Основная часть.
Сюрпризный момент.
Воспитатель: Я сегодня получила необыкновенное письмо, давайте посмотрим, что в письме. (Воспитатель открывает письмо и читает его).
«Милые мои ребята, пишет вам Марья-искусница, коварный Кощей – Бессмертный заколдовал на ярмарке все народные промыслы, и вы сможете их расколдовать, выполнив задания».
Воспитатель: Вот это предложение! Все согласны?
Дети: Согласны
(Дети с педагогом подходят к столу, где находится первая коробка).
Воспитатель: Прежде чем узнать, что в первой волшебной коробке нужно отгадать загадку:
Веселая, белая глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные.
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы,
А ну отгадайте, кто я?
Дети: Дымковская игрушка
(Открывают первую коробку с дымковскими игрушками).
Воспитатель: Посмотрите, какие красивые игрушки!Предлагаю поиграть, давайте ненадолго превратимся в дымковские игрушки. Становитесь в круг. Я буду называть игрушку, а вам нужно изобразить ее движения.
Подвижная игра «Изобрази игрушку».
«Барыня» (дети стараются ходить, придерживая длинную воображаемую юбку, поводя плечиками).
«Конь» (дети скачут, как лошадки).
«Индюк» (дети идут, высоко поднимая ноги, хлопая руками-крыльями, надувая щеки).
«Водоноска» (дети идут, придерживая воображаемое коромысло с водой).
Воспитатель: Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов России. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек.
Сядем в кружок и поиграем.
Викторина с мячом «Дымковская игрушка»
1. На какой фон наносят мастера яркие узоры? (Белый).
2. Из чего лепят дымковские игрушки? (Из глины).
3. Какой узор характерен для росписи дымковской игрушки? (Кружочки, точки, клетка, прямые и волнистые линии).
4. Как называется село, где делают эти удивительные игрушки? (Дымково).
5. Какими цветами украшают дымковские игрушки? (Красный, синий, зеленый, желтый).
6. Где обжигают игрушки? (В печи).
7. Где продавали свои игрушки мастера Дымково? (На ярмарке).
Воспитатель: Молодцы! Своими знаниями вы расколдовали дымковские игрушки, и теперь мы можем узнать, а что же находится во второй волшебной коробке.
Отправляемся дальше по торговым рядам!
(Ребята с педагогом подходят к музыкальному уголку, где находится вторая коробка).
Воспитатель: Послушайте следующую загадку и отгадайте о каком народном промысле идёт речь?
Посуда не простая, а точно – золотая
С яркими узорчиками,
Ягодками и листочками.
Называется она…
Дети: Золотая хохлома
(Открывают вторую коробку с хохломской посудой).
Воспитатель: Золотая хохлома — одна из самых известных росписей в России. Своё название она получила от крупного торгового села Хохлома, куда привозились для продажи изделия из ближайших сёл и деревень. Из какого очень доступного материала сделаны эти изделия?
Дети: Из дерева.
Воспитатель: Сейчас вместе, дружно попробуем сыграть на ложках. Вы должны сначала послушать внимательно, а потом вместе со мной, чётко и громко повторять слова и ударять в ложки.
Игра на ложках
1,2,3 – ты на ложки посмотри,
1,2,3,4 – вот мы ложечки купили
1,2,3,4,5 – будем мы на них играть!
Воспитатель: Молодцы, вы были очень внимательны и старались. Посмотрите ещё раз на ложки и назовите основные цвета хохломской росписи.
Дети: Чёрный, золотой, красный, зелёный.
Воспитатель: Как называются элементы узора хохломской росписи?
Дети: завиток, травинки, листочки, ягодки, капельки.
Воспитатель: Вот мы с вами и расколдовали Хохлому – старинный русский народный промысел.
Ну что ребята, отправляемся дальше по торговым рядам!
(Ребята с педагогом подходят к патриотическому уголку, где находится третья коробка).
Загадка:
Есть для вас одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша…
Дети: Русская матрёшка
(Открывают третью коробку с матрёшками).
Воспитатель: Ой ребята, какие же вы молодцы! И всё знаете, и всё помните и загадку отгадали!
По одной из версии, русская матрёшка родилась именно в Сергиевом Посаде много лет назад. Сергиев Посад – старейший центр производства матрёшек и деревянных игрушек в России. Она привлекает своей простотой и яркой росписью. Прелесть матрёшки не только в её красоте, но и в занимательности. Всех восхищают куклы, вложенные одна в другую. Выражение лица у каждой своё. Наиболее известные матрёшки: семёновские и загорские (воспитатель показывает). Матрёшка считается символом России.
Ребята, а как вы думаете, чем все матрёшки похожи?
Дети: Все они одеты в крестьянский костюм, расписной сарафан, платок, передник.
Воспитатель: Чем же они отличаются?
Дети: Элементами росписи.
Воспитатель: А сейчас предлагаю поиграть!
Хороводная игра «Матрёшка».
(Девочки надевают платочки. Мальчики и девочки образуют 2 круга — внутренний (девочки) и внешний (мальчики). Девочки, держась за руки, идут по кругу в одну сторону, а мальчики друг за другом идут в противоположную сторону. Воспитатель поёт, дети подпевают).
«Шла матрёшка по дорожке, потеряла 2 серёжки, 2 серёжки, 2 кольца, обними-ка молодца!» (Девочки обнимают мальчиков).
«Шла матрёшка по дорожке, потеряла 2 серёжки, 2 серёжки, 5 колец, обнимает молодец!» (Мальчики обнимают девочек).
Воспитатель: Вот мы и расколдовали ещё один народный промысел. Матрёшку – русскую красавицу!
Отправляемся дальше по торговым рядам!
(Подходят к столу, где находится последняя коробка).
Воспитатель: Отгадайте, ребята, ещё одну загадку.
Чашки, чайники и вазы отмечаем эти сразу.
Белый фон – снегов белей.
Синий – небушка синей.
Кружевное это чудо
Привезли купцы откуда?
Дети: Из Гжели.
(Открывают последнюю коробку).
Воспитатель: Давным-давно, недалеко от Москвы, среди лесов стояла деревушка Гжель. Жили там добрые работящие люди, которые делали много разной посуды. Из какого материала изготавливали гжельские мастера свои изделия.
Дети: Из белой глины.
Воспитатель: Да, ребята, все изделия из глины мастера подвергали обжигу в печи. Даже название деревни было связано со словом «жечь», «обжигать». А какие цвета использовались в гжельской росписи.
Дети: Синий, голубой, белый.
Воспитатель: Думали мастера, решали, как же им украсить свою необычную посуду. Посмотрели они внимательно вокруг и решили взять три цвета у природы. Ребята, где в природе мы встречаем эти цвета?
Дети: Голубое небо, белые облака, синие озёра, белый снег.
Воспитатель: Верно, ребята. С той поры стали называть люди эту посуду ласково «Сказочная Гжель». Самые популярные элементы узоров в гжельской росписи: розы, травки, завитки, точки, полоски.
А сейчас ребята поделимся на две команды и вспомним элементы росписи народных промыслов.
Д/и «Узнай элементы росписи»
(Используются дидактические пособия на липучках: «Дымковская игрушка»,
«Сказочная гжель», «Матрёшка – русская красавица», «Золотая хохлома»).
Дети украшают изделия и называют народные промыслы.
Воспитатель: Вот вы и расколдовали «Сказочную Гжель» выполнив все задания Марья-искусницы.
3.Заключительная часть (рефлексия)
Вы все хорошо потрудились, показали хорошие знания, узнали что-то новое о народных промыслах, которыми мы гордимся.
Ребята, где мы с вами сегодня побывали и о чём говорили?
Какой народный промысел вам понравился больше всего?
Какое задание больше всего запомнилось?
Обо всем на одном занятии не упомнишь, уж очень много разных народных промыслов существует и возрождается на Руси.
Вы сегодня узнали много нового о народных промыслах. И я хочу, чтобы вы навсегда запомнили, что велика наша Россия и что богата она талантами.