Из опыта работы
«Система коррекционной работы в группе для детей с ТНР»
Махначук Дарья Александровна,
учитель-логопед,
МБДОУ «Детский сад №10 г. Кировска»,
Мурманская область, г. Кировск
Дети с тяжелыми нарушениями речи — это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление их психики. Количество детей с тяжелыми нарушениями речи увеличивается из года в год.
Тяжелые нарушения речи, влияют на жизнь ребенка. Отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере. Таким детям присущи не стойкость интересов, пониженная наблюдательность, снижена мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, и, конечно же, вследствие, трудности в общении с окружающими, например в налаживании контактов со сверстниками.
И естественно, требуется целенаправленная коррекционная работа по преодолению речевых нарушений.
Впервые в 2022 в МБДОУ открылась группа для детей с ТНР поэтому мне хотелось бы поделиться опытом и рассказать о том, как организована моя коррекционная работа в данной группе.
Цель: организовать коррекционную работу группы компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Были определены задачи:
- Провести мониторинг (выявить уровни речевого развития детей);
- Оснастить дидактическим и наглядным материалом кабинет логопеда и дать рекомендации воспитателям по оснащению предметно-развивающей среды;
- Организовать взаимодействие с воспитателями группы, другими специалистами и с родителями.
Логопедическую работу я начала со всестороннего обследования детей, сбора подробного анамнеза для получения общей картины (опрос родителей, сбора анамнестических данных), и заполнения речевой карты.
С помощью полученных данных, определила уровень речевого развития детей группы и специфику речевого нарушения для определения путей коррекции и составления индивидуального плана работы на каждого ребенка. Я работаю на АОП для обучающихся с ТНР МБДОУ «Детский сад №10», которая разработана в соответствии с ФГОС ДО и ФАОП ДО для обучающихся с ОВЗ, а также с использованием «Комплексной образовательной программой дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» под редакцией Н. В. Нищевой. Так как эта программа тематически и методически насыщена, и к Программе разработан полный методический комплект.
В группе мною разработана и ведется следующая документация:
- Календарно-тематическое планирование;
- Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда по формированию лексико-грамматических категорий, связной речи и подготовке к обучению грамоте;
- План ежедневной индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми;
- Рабочая программа учителя-логопеда;
- Годовое планирование работы с воспитателями и родителями;
- Тетради взаимосвязей с воспитателями (по индивидуальной коррекции звукопроизношения и по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи)
- Домашние тетради
Также совместно с воспитателями мы организовали предметно-развивающую среду. Предметно-пространственная среда в логопедической группе ДОУ решает основную задачу коррекционной помощи и организацию условий для исправления и преодоления нарушений, адаптации детей с отклонениями в развитии. Т.е. все оформление всех центров в логопедической группе должно быть направлено на коррекцию речевых и сопутствующих нарушений у детей с ОВЗ.
Мною был оснащен кабинет логопеда, я подобрала дидактический и наглядный материал, обеспечивающий возможность проведения эффективной логопедической работы. Каждая группа логопедических пособий для фронтальных и индивидуальных занятий имеет свое назначение.
В кабинете созданы условия для успешного всестороннего развития всех компонентов речевой деятельности (звукопроизношения, лексики и грамматики, связной речи….)
В его оснащении можно выделить следующие зоны:
- Учебная (мольберт, буквы, стеллажи для пособий и игрушек)
- Зона коррекции звукопроизношения.
(большое зеркало, индивидуальные зеркала, ватные диски и ватные палочки, картинный материал для автоматизации и дифференциации звуков в слогах, словах, предложениях, тексте, комплексы артикуляционных упражнений и тд)
3.Зона здоровьесберегающих технологий (пособия и оборудование для развития мелкой моторики, дыхания, массажа)
4.Зона методического, дидактического и игрового соровождения.
(методическая литература, наглядно-дидактичесский материал по обследованию и развитию основных компонентов речи)
Ежедневно я провожу индивидуальные и групповые занятия с детьми согласно лексической теме. На индивидуальных занятиях ведется интенсивная работа над постановкой, автоматизацией и дифференциацией звуков, на занятие я могу взять и двух-трех детей, при условии, что они имеют одинаковые речевые нарушения и находятся на одном уровне развития. Еженедельно на каждого ребенка отводится 3 индивидуальных занятия. На групповых занятиях – проводится вся остальная работа (лексикой, грамматикой и связной речью), а также подготовка к обучению грамоте.
В дошкольном учреждении, в коррекционно-логопедической работе успех заключается в строго продуманной системе, суть которой заключается в том что, вся жизнедеятельность детей – это тесное взаимодействие учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и воспитателей. В совместной работе учителя-логопеда и воспитателя мы используются разнообразные формы взаимодействия:
-Консультации, беседы, взаимопосещения занятий, родительские собрания, методические объединения, совместные обсуждения новинок методической литературы, что способствует совершенствованию профессионального мастерства педагогов.
Все специалисты под контролем логопеда следят за правильностью речи детей и закрепляют навыки, сформированные логопедом. Совместно со специалистами и под моим руководством в рамках занятий проводится дыхательная гимнастика, логоритмические упражнения, музыкально ритмические игры, игры и упражнения для развития мелкой моторики, контролируется речевые и двигательные нагрузки. Для специалистов я провожу индивидуальные консультации по ходу работы и по запросам специалистов.
Для того, чтобы помочь таким детям добиться положительных результатов, обязательно постоянное взаимодействие и тесное сотрудничество учителя-логопеда прежде всего с воспитателями.
Работа воспитателя и учителя-логопеда по формированию звукопроизношения заключается в том, что учитель-логопед разрабатывает моторику артикуляционного аппарата, а воспитатель по заданию учителя-логопеда закрепляет у детей положения и движения органов артикуляционного аппарата во время образовательной или свободной деятельности.
Затем учитель-логопед ставит звуки, автоматизирует и дифференцирует их на слух, а воспитатель закрепляет произнесение поставленного учителем-логопедом звука, фиксируя внимание ребенка на его звучании и артикуляции в течение дня или в вечернее время, используя речевой материал, который отражен в индивидуальных тетрадях для детей (тетради взаимосвязи).
Я делюсь с воспитателями методическими пособиями, наглядным и практическим материалом, даю рекомендации ежедневно.
Нельзя не сказать о взаимодействии педагогов с родителями,
Неотъемлемой частью моей работы является проведение родительских собраний, консультаций, бесед, оформление уголка логопеда с рекомендациями по речевому развитию детей. На первом родительском (организационном) собрании я рассказываю о логопедической работе и ее направлениях, а также графике работы. На итоговом родительском собрании, знакомлю родителей с результатами коррекционно — педагогической работы, и даю рекомендации по закреплению достигнутых результатов. Также я разработала консультации для родителй: «Речевая готовность ребёнка к школе», «Зачем и как учить стихи?», «О чем говорить с ребенком в семье. Диалог или монолог?», «К чтению готов?», «Как помочь ребенку запомнить буквы», «Упражнения для развития логического мышления у дошкольников 6-7 лет», «Формирование навыков «внимательного» чтения»
Кроме этого, обязательными являются домашние задания. Здесь я подбираю речевой материал для работы над лексикой, грамматикой и связной речью (по лексической теме недели), а также индивидуальные задания для формирования правильного произношения звуков.
Система логопедической работы в данной компенсирующей группе показала следующие результаты:
Мониторинг логопедической работы
1-низкий уровень; 2-ниже среднего; 3-средний; 4-выше среднего; 5-высокий.
1 – звукопроизношение; 2 – фонематические процессы; 3 –слоговая структура; 4 –словарный запас; 5 –грамматический строй речи; 6 –связная речь; 7 – артикуляционная моторика; 8 – мелкая моторика
Вывод: на начало обучения в группе уровень развития всех компонентов речи был низким. За учебный год была проделана работа, результат которой виден на конец обучения, что ещё раз подтверждает вывод о положительной динамике развития всех речевых процессов у дошкольников и готовности детей к школе.
Таким образом, поставленные в начале цели и задачи коррекционной работы реализованы.
Перспективы работы:
Осуществлять более тесную взаимосвязь с родителями через проведение индивидуальных и подгрупповых консультаций, бесед.
Успех коррекционно-развивающей работы в логопедической группе определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в интегрировании логопедии в учебно — воспитательный процесс жизнедеятельности детей.
Список литературы:
1.Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет.
2.Нищева Н.В. Комплексно — тематическое планирование коррекционной и образовательной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности.
3.Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности.
4.Нищева Н. В., Гавришева Л. Б., Кириллова Ю. А. Комплексно- тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР с 5 до 7 лет. СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
5.Нищева Н. В. Планирование коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи и рабочая программа учителя-логопеда. – СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
6. Нищева Н. В., Гавришева Л. Б. Новые логопедические распевки. Музыкальная пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры. Выпуск 2. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017.
7.Нищева Н. В. Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы в детском саду. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
8.Кириллова Ю. А. Растем, развиваемся, физкультурой занимаемся. – СПб, ДЕТСТВО-П Нищева Н. В. Родителям о речи ребенка. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
9.Нищева Н. В. Если ребенок плохо говорит. Консультации логопеда. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.