Конспект образовательной деятельности
«Составление и решение арифметических задач на сложение и вычитание»
для детей подготовительной к школе группы
Солодянкина Алена Сергеевна,
воспитатель МБДОУ № 10,
г.п. Печенга Мурманской обл.
Цель: формирование умения составлять арифметические задачи на сложение и вычитание.
Задачи:
Образовательные:
— закреплять навыки выделять части задачи (условие, вопрос, решение, ответ), умение давать развернутый ответ на вопрос задачи;
— закреплять умение видеть геометрические фигуры в окружающих предметах;
Воспитательные:
— воспитывать умение слушать и желание отвечать на заданные вопросы.
Развивающие:
— развивать логическое мышление, внимание, графические навыки.
Материалы и оборудования:
— магнитная доска, карточки с заданием на каждого ребёнка, простой карандаш, цветные карандаши, картинка Знайки, чемоданчик, письмо, 5 птиц на магните, 3 красных флажка на магните, 1 миний флажок на магните.
Ход образовательной деятельности:
Организационный момент
— Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу.
Дети вместе с воспитателем становятся в круг.
— В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо 1, 2, 3.
А теперь пойдем налево 1, 2, 3.
В центре круга соберемся 1, 2, 3
И на место все вернемся 1, 2, 3.
Улыбнемся, подмигнем,
И занятие начнём.
-Занимайте свои места за столами. (Дети занимают свои места)
— У нас сейчас занятие по математике
Математика очень нужная наука. Без математики, друзья, никак нам не прожить.
Ничто не сможем посчитать, и цифры не сравнить. Нам математика дана уж много сотен лет, ведь даже мамонтов считал древнейший человек.
Ребята, сегодня утром нам пришло письмо, давайте посмотрим от кого оно и прочтем, что в нем написано. Написал нам Знайка из Солнечного города.
Письмо
«Здравствуйте, Алена Сергеевна и дети подготовительной группы. Ребята, вы уже совсем взрослые, а задачи решать не умеете. Скоро вы пойдете в школу, поэтому я послал вам умный чемоданчик, в котором есть все для того, чтобы уметь решать арифметические задачи».
Ребята, давайте посмотрим, что в чемодане. Знайка, хочет чтобы вы умели не только решать задачи, но и правильно их составлять. На что мы обратим внимание в первую очередь, это на схему.
Ребята в задаче есть 4 части.
Разберем первую задачу.
Катя вырезала 3 флажка, а Лиза 1 флажок. Сколько флажков вырезали девочки?
Условие в данной задаче:
— Катя вырезала 3 флажка, а Лиза 1 флажок
Вопрос в данной задаче?
— Сколько флажков вырезали девочки?
Решение:
Какие арифметические действия вы знаете? (сложение и вычитание).
Какие вы знаете арифметические знаки? (плюс и минус).
В данной задаче, решение будет
3+1=4
Ответ: 4 флажка вырезали девочки.
Давайте запишем на листочке- карточке №1.
Перед вами лежит карточка, два цветных карандаша (красный и зеленый) и простой карандаш.
Как зовут девочек в нашей задаче? (Катя и Лиза)
Сколько флажков вырезала Катя? (3)
Давайте нарисуем 3 флажка красным цветом.
Сколько флажков вырезала Лиза? (1)
Давайте нарисуем 1 флажок зеленым цветом.
И запишем решение простым карандашом.
3+1=4
ФИЗМИНУТКА
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз — сюда, два — туда,
Повернись вокруг себя.
Раз — присели, два — привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели — встали, сели — встали,
Ванькой-встанькой словно стали.
Руки к телу все прижали
И подскоки делать стали,
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.
Снова выстроились в ряд,
Словно вышли на парад.
Раз — два, раз — два
Заниматься нам пора!
Ребята, Знайка подготовил для нас еще одну задачу.
На ветке сидели 5 птиц, 2 птицы улетели. Сколько птиц осталось?
Давайте, вспомним, сколько частей в задаче? (4 части)
Какое условие в данной задаче? (На ветке березы сидело 5 птиц, две птицы улетели).
Какой вопрос в данной задаче? (Сколько птиц осталось?)
Какое решение будет в данной задаче?
Какие арифметические действия вы знаете? (сложение и вычитание).
Какие вы знаете арифметические знаки? (плюс и минус).
В данной задаче, какое будет арифметическое действие? (минус)
Какое решение будет в этой задаче?
5-3=2
Ответ: 2 птицы осталось на ветке.
Давайте запишем на листочке- карточке №2.
Перед вами лежит карточка №2.
Сколько птиц сидело на ветке? (5 птиц)
Сколько птиц улетело? (2)
Давайте нарисуем 5 птиц. И две птицы мы зачеркнем, т.к. они улетели.
И запишем решение.
5-2=3
Молодцы.
Ребята, Знайка, подготовил для нас еще одно задание.
Посмотрите, внимательно на карточку № 3.
Какой формы туловище у кошек?
Какой формы у них голова?
Одинаковые ли все кошки?
Какой формы будет туловище и голова у кошки в последнем ряду? Нарисуйте эту кошку.
Итог занятия:
Ребята, от кого мы получили письмо? (От Знайки).
Чему научил нас Знайка? (Выделять части задачи и составлять решение).
Сколько частей в задаче? (Четыре – условие, вопрос, решение, ответ)
Что было трудным для вас?
Что понравилось больше всего?
Карточка №1
Катя вырезала 3 флажка, а Лиза 1 флажок. Сколько флажков вырезали девочки?
Карточка №2
На ветке сидели 5 птиц, 2 птицы улетели. Сколько птиц осталось?
Карточка № 3