Конспект образовательной деятельности
«Украсим полотенце татарским орнаментом»
для детей старшей группы
Наговицына Надежда Ивановна,
воспитатель МБДОУ д/с №34,
г. Глазов Удмуртской Республики
Цель: познакомить детей с татарским орнаментом.
Задачи:
Обучающие:
— дать понятие об элементах и особенностях татарского орнамента;
— научить применять татарский орнамент в современной жизни;
— закрепить знания по выполнению аппликации;
— повторить правила безопасности при работе с ножницами, клеем.
развивающие:
— развивать творческие способности детей, воображение, художественный вкус при подборе и расположении элементов;
— развивать мелкую моторику, зрительно-моторные координации;
воспитывающие:
— воспитывать в детях уважение к людям другой национальности;
— воспитывать интерес к истории татарскогонарода и его традициям
— воспитывать любовь и бережное отношение к декоративно-прикладному искусству.
Методы обучения: словесные (беседа), наглядные (демонстрация образцов, узоров), практические (демонстрация приёмов работы).
Материалы и инструменты: альбомные листы прямоугольной формы, клей-карандаш, ножницы, простые карандаши, цветная бумага, шаблоны национального узора (тюльпан, трилистник)
Ход образовательной деятельности:
Восп-ль: — Ребята, любите ли вы ходить в гости?
— А любите ли вы сами принимать гостей?
— Сегодня к нам в гости пришла бабушка нашего Ильдара.
— Ильдар, пожалуйста, познакомь нас со своей бабушкой.
Ильдар: — Мою бабушку зовут Танзиля Мунировна, я ее очень люблю.
Восп-ль: — Ребята, поздоровайтесь, пожалуйста.
Бабушка: — Здравствуйте ребята, исэнмесез!
Восп-ль: — Танзиля Мунировна, можно мы Вас будем называть просто бабушка Танзиля? Спасибо.
Восп-ль: — Ребята, посмотрите, бабушка Танзиля пришла к нам такая нарядная, у нее какой-то необычный костюм. Давайте ее попросим рассказать, почему она так нарядилась.
Бабушка: — Хоть я и живу в Удмуртии, в Глазове, по национальности я татарка, и очень этим горжусь. А вы что-нибудь знаете о татарах? (Большинство татар живут в республике Татарстан, столицей которой является город Казань; они говорят на татарском языке).
Бабушка: — Молодцы! Все правильно сказали. Сегодня на мне татарский национальный костюм. Так одевались в старину наши бабушки. А сейчас такие костюмы надевают только на праздники. Этот наряд сшила мне бабушка, а украсила вышивкой моя мама.
Восп-ль: — Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с татарским народным орнаментом. Орнамент-это слово обозначает украшение.
— Ребята, каким орнаментом украшен костюм бабушки Танзили? (цветы, листья, веточки)
Восп-ль: — Правильно, одежда татар в основном украшалась цветочно-растительным орнаментом. Особенно народные мастера любили цветы тюльпана, гвоздики, лотоса.
Восп-ль: — Ребята, а бабушка Танзиля пришла к нам не с пустыми руками. Посмотрите, какой у нее красивый чемоданчик. Интересно, что там лежит.
Бабушка: — Цветочные орнаменты можно увидеть не только на одежде. Я принесла вам предметы быта татар. Посмотрите, как красиво украшены татарскими мастерицами эта наволочка, занавеска, коврик, салфетки.
Восп-ль: — Давайте рассмотрим орнамент на салфетке.
— Из каких элементов состоит этот узор? (цветок, листок)
— Как называется этот цветок? (тюльпан)
— Какого цвета большой цветок? (красного) А маленький? (жёлтого)
— Какого цвета лепестки? (зелёного)
— Какие еще цвета вы заметили в татарских орнаментах? (зелёный, красный, жёлтый, синий, оранжевый).
Восп-ль: — Глядя на эти произведения татарского народа, хочется, чтобы в доме был хотя бы один такой узор, радующий глаз.
— Ребята, давайте мы с вами сегодня украсим татарским узором полотенце.
— Но прежде чем приступить к работе, подготовим наши пальцы: у каждого из вас кисти рук превращаются в цветок. Лепестки закрыты, плотно сомкнуты.
Пальчиковая игра «Цветок»
Утром рано он закрыт (кисти рук находятся в исходном положении),
Но к полудню ближе (ладони отходят друг от друга, подушечки больших пальцев прижаты к концам указательных, кисти рук напоминают раскрытый бутон)
Раскрывает лепестки, красоту их вижу (кисти рук у запястья соединены, а пальцы плавно расходятся в разные стороны, напоминая раскрывшийся цветок).
К вечеру цветок опять закрывает венчик (пальцы сомкнуть – нераскрывшийся цветок),
И теперь он будет спать (кисти рук в исходном положении)
До утра как птенчик (кисти рук положить под щёку – имитация сна).
Восп-ль: — Сейчас вы по своему желанию выберете цвет бумаги и шаблоны тюльпанов и листьев и приступите к украшению концов полотенца.
Самостоятельная деятельность – аппликация. Звучит татарская мелодия.
Восп-ль: — Дети, о каком народе мы с вами сегодня говорили? Каким орнаментом украшали полотенца?
— Ребята, покажите свои полотенца бабушке Танзиле.
Бабушка: — Какие разные интересные орнаменты у вас получились. Вы настоящие мастера!
Восп-ль: — Ребята, я вижу, что вы все внимательно слушали, все поняли и у вас все получилось. Вы молодцы!
— Давайте скажем бабушке Танзиле большое спасибо за ее интересный рассказ и пригласим ее к нам на чай.
Бабушка: — А я приготовила для вас национальное татарское угощение – чак-чак, за то, что вы такие любознательные, такие старательные!
Чаепитие.