Украсим полотенце татарским орнаментом

Конспект образовательной деятельности

«Украсим полотенце татарским орнаментом»

для детей старшей группы

Наговицына Надежда Ивановна,

воспитатель МБДОУ д/с №34,

 г. Глазов Удмуртской Республики

Цель: познакомить детей с татарским орнаментом.

Задачи:

Обучающие:                                                                                                               

— дать понятие об элементах и особенностях татарского орнамента;

— научить применять татарский орнамент в современной жизни;

— закрепить знания по выполнению аппликации;

— повторить правила безопасности при работе с ножницами, клеем.

развивающие:                                                                                                             

— развивать творческие способности детей, воображение, художественный вкус  при подборе и расположении элементов;

— развивать мелкую моторику, зрительно-моторные координации;

воспитывающие: 

— воспитывать в детях уважение  к людям другой национальности;

— воспитывать интерес к истории татарскогонарода и его традициям

— воспитывать  любовь  и бережное отношение к декоративно-прикладному искусству.

Методы обучения: словесные (беседа), наглядные (демонстрация образцов, узоров), практические (демонстрация приёмов работы).

Материалы и инструменты: альбомные листы прямоугольной формы, клей-карандаш,  ножницы, простые карандаши, цветная бумага, шаблоны национального узора (тюльпан, трилистник)

Ход образовательной деятельности:

Восп-ль: — Ребята, любите ли вы ходить в гости?

— А любите ли вы сами принимать гостей?

— Сегодня к нам в гости пришла бабушка нашего Ильдара.

— Ильдар, пожалуйста, познакомь нас со своей бабушкой.

Ильдар: — Мою бабушку зовут Танзиля Мунировна, я ее очень люблю.

Восп-ль: — Ребята, поздоровайтесь, пожалуйста.

Бабушка: — Здравствуйте ребята, исэнмесез!

Восп-ль: — Танзиля Мунировна, можно мы Вас будем называть просто бабушка Танзиля? Спасибо.

Восп-ль: — Ребята, посмотрите, бабушка Танзиля  пришла к нам такая нарядная, у нее какой-то необычный костюм. Давайте ее попросим рассказать, почему она так нарядилась.

Бабушка: — Хоть я и живу в Удмуртии, в Глазове, по национальности я татарка, и очень этим горжусь. А вы что-нибудь знаете о татарах? (Большинство татар живут в республике Татарстан, столицей которой является город Казань; они говорят на татарском языке).

Бабушка: — Молодцы! Все правильно сказали. Сегодня на мне татарский национальный костюм. Так одевались в старину наши бабушки. А сейчас такие костюмы надевают только на праздники. Этот наряд сшила мне бабушка, а украсила вышивкой моя мама.

Восп-ль: — Ребята, сегодня  мы с вами познакомимся с татарским народным орнаментом. Орнамент-это слово обозначает украшение.

— Ребята, каким орнаментом украшен костюм бабушки Танзили? (цветы, листья, веточки)

Восп-ль: — Правильно, одежда татар в основном украшалась цветочно-растительным орнаментом. Особенно народные мастера любили  цветы тюльпана,  гвоздики, лотоса.

Восп-ль: — Ребята, а бабушка Танзиля пришла к нам не с пустыми руками. Посмотрите, какой у нее красивый чемоданчик. Интересно, что там лежит.

Бабушка: — Цветочные орнаменты можно увидеть не только на одежде. Я принесла вам предметы быта татар. Посмотрите, как красиво украшены татарскими мастерицами эта наволочка, занавеска, коврик, салфетки.

Восп-ль: — Давайте рассмотрим орнамент на салфетке.

— Из каких элементов состоит этот узор? (цветок, листок)

— Как называется этот цветок? (тюльпан)

— Какого цвета большой цветок? (красного) А маленький? (жёлтого)

— Какого цвета лепестки? (зелёного)

— Какие еще цвета вы заметили в татарских орнаментах? (зелёный, красный, жёлтый, синий, оранжевый).

Восп-ль: — Глядя на эти произведения татарского народа, хочется, чтобы в доме был хотя бы один такой узор, радующий глаз.

— Ребята, давайте мы с вами сегодня украсим татарским узором  полотенце.

— Но прежде чем приступить к работе, подготовим наши пальцы: у каждого из вас кисти рук превращаются в цветок. Лепестки закрыты, плотно сомкнуты.

Пальчиковая игра «Цветок»

Утром рано он закрыт (кисти рук находятся в исходном положении),

Но к полудню ближе (ладони отходят друг от друга, подушечки больших пальцев прижаты к концам указательных, кисти рук напоминают раскрытый бутон)

Раскрывает лепестки, красоту их вижу (кисти рук у запястья соединены, а пальцы плавно расходятся в разные стороны, напоминая раскрывшийся цветок).

К вечеру цветок опять закрывает венчик (пальцы сомкнуть – нераскрывшийся цветок),

И теперь он будет спать (кисти рук в исходном положении)        

До утра как птенчик (кисти рук положить под щёку – имитация сна).

Восп-ль: — Сейчас вы  по своему желанию выберете цвет бумаги и шаблоны тюльпанов и листьев и приступите к украшению концов полотенца.

Самостоятельная деятельность – аппликация. Звучит татарская мелодия.

Восп-ль: — Дети, о каком народе мы с вами сегодня говорили? Каким орнаментом украшали полотенца?

— Ребята, покажите свои полотенца бабушке Танзиле.

Бабушка: — Какие разные интересные  орнаменты у вас получились.  Вы настоящие мастера!

Восп-ль: — Ребята, я вижу, что  вы все внимательно слушали, все поняли и у вас все получилось. Вы молодцы!

— Давайте скажем бабушке Танзиле большое спасибо за ее интересный рассказ и пригласим ее к нам на чай.

Бабушка: — А я приготовила  для вас  национальное татарское угощение – чак-чак, за то, что вы такие любознательные, такие старательные!

Чаепитие.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.