Умственное развитие дошкольников в процессе наблюдения за природой

Из опыта работы

«Умственное развитие дошкольников

в процессе наблюдения за природой»

 

Буданова Галина Петровна,

Поплёскина Вера Владимировна,

воспитатели ГОБУЗ «ОСДР для детей с органическим поражением
центральной нервной системы с нарушением психики»,
г. Апатиты Мурманской обл.

 

Дети, находящиеся в доме ребенка, плохо приспособлены к жизни, затрудняются в нахождении способов решения любых ситуаций, склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия.

Поэтому  необходима целенаправленная систематическая работа с детьми по организации их личного опыта, где естественным путем, в доступных видах деятельности будут формироваться представления об окружающем мире, будет обогащаться социальный опыт.

Природа – понятие универсальное, и играет большую роль в культурном, эмоциональном, физическом развитии дошкольников.

Дети и природа – тема вечная. С одной стороны ребенок – часть природы, с другой современные дети все реже общаются с природой, все чаще реальная природа заменяется искусственной и виртуальной. .

Темы по познавательному развитию выбираются с учетом возраста и требований ФГОС.

Особенностью раннего детства является теснейшая взаимосвязь и взаимозависимость состояния физического здоровья и нервно-психического развития.

Целью нашей работы является снижение эмоционального дискомфорта и создания благоприятных условий для развития предпосылок гармонично развитой личности, посредствам ознакомления детей раннего возраста с окружающим миром природы.

Для достижения этой цели необходимо:

— создание условий для развития познавательного интереса у детей;

— развитие физических и психических качеств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

— развитие потребностей в речевом общении;

— развитие доброжелательного отношения к окружающему миру.

Наша задача в работе с детьми раннего возраста — дать первые представления  о мире природы. Любое обучение передаём через игру, которая несет в себе и обучающие задачи. Игра – это основа жизни детей в этом возрасте. Для занятий по ознакомлению детей с живой и неживой природой составлены интересные конспекты, где дети свободно передвигаются, преодолевают препятствия, общаются друг с другом, наблюдают, узнают новое.

Например: отправились на прогулку в лес летом. Дети перешагивают через камушки; перепрыгивают через ручейки; обходят деревья; находят разные  ягоды, грибы; собирают шишки, листья. Закрепляются представления об основных частях дерева: ствол, ветви, листья, корни. Учатся различать листья по цвету, величине, форме. Вместе с тем, это игра, которая увлекает их, учит заботиться о растениях, формирует знания об окружающем мире и представление о том, что растения, деревья, кусты, живые (растут); развивает речь; воспитывает эстетическое восприятие.

Особенностью детей раннего возраста является то, что они проявляют заинтересованность и заботливое отношение только к тем объектам и явлениям природы, которые вызывают у них положительные эмоции. Положительный эмоциональный настрой во многом зависит от организации работы с детьми. Для того чтобы ребенок усвоил материал, необходимо, чтобы общение между малышом и взрослым было доброжелательным, речь  выразительна, понятна ребенку, а деятельность разнообразной, что бы дети не утомлялись, интерес не ослабевал.

Природа имеет глубокое нравственное содержание, свидетельствующее о важности и необходимости проявления бережного, заботливого отношения ко всему живому. Малыш, проявляя заботу к живому, чувствует себя более уверенным, любящим, умеющим.

На прогулках  дети с большим интересом наблюдают за живыми червяками, мухами, муравьями, пауками, бабочками, стрекозами, муравьями, шмелями. Учатся различать их и правильно называть. Отгадывают загадки. На занятиях знакомятся с лягушкой, ящерицей, котенком, щенком, морской свинкой, хомячком. Дети получают представления о внешнем виде, повадках, способах передвижения животных. Учатся правильно вести себя в мире живой природы.

Рассматривая цветы на  клумбе, дети учатся различать и правильно называть цветы и их цвет, величину, форму; обучаются обследовательским действиям (показ рукой, какое растение — высокое или низкое, понюхать, потрогать). Рассказывают стихи.  Воспитывается бережное отношение к растениям, желание рассматривать и любоваться ими. Обогащается пассивный и активный словарь детей. Развивается память. Закрепляются знания о частях  растений: стебель, листья, цветки, корни, а так же представление о том, что они живые (растут).

Весной на окне мы сажаем лук, семена: гороха, овса, томатов, перца. Дети наблюдают за ростом, учатся ухаживать за ними. Делают первые умозаключения.  Формируется представление о состоянии природы весной (тепло; ярко светит солнышко; много зеленой травки, цветов; появляются бабочки, жуки; дети легко одеты; играют с песком, водой).

В зимнее время дети заботятся о птицах, белках. Кормят, наблюдают за их повадками, характерными признаками. Знакомятся с качествами воды, снега, льда. Уточняются представления о зиме (снег лежит на земле, на крышах, на деревьях и на кустах; холодно; дети и взрослые тепло одеты; со снегом можно играть, кататься на лыжах, санках).

Осенью дети знакомятся с овощами и фруктами. Учатся правильно называть овощи, фрукты, ягоды.  Различать их по цвету — морковь оранжевая, помидор красный, репа желтая, огурец зеленый, черника черная, яблоко зеленое, груша  желтая. По величине — большой, маленький. По характеру поверхности — гладкий, с бугорками. По вкусу — сладкий, горький, кислый. По форме — круглый, овальный, длинный; по запаху. Как известно, «самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам». Каждый ребенок по своей натуре – маленький исследователь. Когда ребенок выдергивает из грядки морковку, которую сам вырастил, его лицо сияет от восторга и удивления: «Вот она, яркая, сочная». Он так долго ждал, пока она превратится из маленького зернышка во вкусный оранжевый плод, которым можно угостить кого-нибудь. Ведь, чтобы вырастить любые растения, поддерживать их жизнедеятельное состояние, надо приложить много усилий: систематически ухаживать за ними, порой отказываются от интересных игр и забав. Дидактическая игра: «Чудесный мешочек». Учатся узнавать овощи на ощупь, обследовательским действиям: погладить, попробовать, надавить. Активизируется употребление слов, обозначающих признаки овощей. Проводятся также дидактические игры:  «Отгадай на вкус», «Чего не стало», «Найди по описанию», «Корешки и вершки» и т.д. Так же проводили «Минутки познания» — знакомства детей с многообразием родного края: морошка, черника и т.д. Рассматривая зелень, предлагали найти общие отличительные признаки (у щавеля и салата листья овальные, но у щавеля – темные и края ровные, у салата – светлые, края с выемками и пр.) Детям давали задания, требующие внимательного наблюдения за состоянием растений (заметить и рассказать, что изменилось: появились новые листья, бутоны, цветы).

При умывании легко объяснять детям, что такое дождь и слякоть. Вот побрызгали на песок — получилась грязь. Детки сделали вывод, почему осенью так часто грязно. Интересно сравнивать воду. Вот идет дождь, а вот течет вода из крана. Но воду из лужи пить нельзя, а из крана — можно. Дождь может идти, когда много туч, а бывает «грибной», когда светит солнышко. Детки очень впечатлительны и податливы. Организуя игры с водой и песком, мы не только знакомим  детей со свойствами  различных предметов и игрушек, но и закрепляем  элементарные представления о форме, величине, цвете,  развиваем тактильные ощущения.

Проводимая элементарная экспериментально — исследовательская деятельность, развивает познавательный интерес у детей, доброжелательное отношение к окружающему миру. Во время исследовательской работы задействованы все органы чувств: ребенок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует.

Мы хотим  видеть своих воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, быть самостоятельными, творческими личностями.

Опыт работы показал, что необходимо планомерно и последовательно, с учетом индивидуальных особенностей малышей помогать им в реализации сегодняшних возможностей, создавать условия завтрашним, к усвоению материала в следующей возрастной группе, создать условия для позитивного развития личности.

Систематическая последовательная целенаправленная работа с детьми по ознакомлению с природой, приводит к формированию основ экологического миропонимания.

Литература

1.​ Л.М. Потапова Детям о природе – экология в играх, – Ярославль, 2003.

2.​ Л.П. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми», – Минск, изд. центр Асар. 1999.

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.