Конспект образовательной деятельности
«Варвара краса – длинная коса»
Крючкова Лариса Ивановна,
воспитатель МБДОУ № 140
г. Мурманск
Программное содержание:
— Формировать умение самостоятельно применять изобразительные навыки в рисовании различных видов русской прически (1 коса, 2 косы, распущенные прямые волосы, локоны).
— Упражнять пользоваться в осуществлении замысла различными средствами (гуашь, цветной клейстер, на бумаге, ткани, коллаж, сграффито).
— Закреплять знания детей о русских росписях: дымковской, хохломской, филимоновской; о русских женских головных уборах; о портрете.
— Развивать у детей чувство «прекрасного», аккуратность в работе.
Словарная работа:
Обогащение словаря: венчать голову, кички, сороки, косник.
Активизация словаря: кокошник, руса коса до шелкова пояса, коса – девичья краса, пшеничная коса, писаная красавица, красна девица, лебедушка, белая лебедь.
Русские имена: Варвара, Василиса, Анастасия, Арина, Дарья. А так же Евдокия, Екатерина, Елена, Елизавета, Марфа. И ещё Любава, Ярослава, Софья, Полина.
Предварительная работа:
Беседы с детьми о русских обрядах, русском костюме, прическах, о русских народных традициях.
Рисование по мотивам народных росписей: дымковской, филимоновской, хохломской.
Рисование различных элементов народного костюма: русский платок («батик»), кокошник, венец, тесьма на голову.
Рисование женского портрета в русском сарафане, на фоне народного орнамента: дымковского, филимоновского, хохломского.
Оборудование:
На общем столе лежит заранее приготовленный материал:
— незаконченные портреты девушек: на бумаге, на ткани, на пластинке, на восковой бумаге.
— готовые изделия – головные уборы: кокошники, венцы, тесьма, ленты.
— материал для работы: гуашь, кисти, веревки для коллажа, клейстер.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Много на Руси было красивых статных людей, и все они были как на подбор: высокие, стройные, красивые. Русских девушек нельзя было спутать с девушками других народностей. Все девушки носили длинные волосы. Они делали девушку писаной красавицей. Идет она, а пшеничная коса придает ей особую стать. С такой косой не посутулишься. Коса учит держать голову и плечи прямо, делает поступь, походку ровной, движения мерными и плавными. «Белой лебедью», «лебедушкой» называли таких девушек на Руси. А всегда ли девушки носили косы? (Раньше девушки ходили с распущенными волосами).
Сможет ли «красная» девица, от Бога косой награжденная, кому резкое слово вымолвить или на родителей каблучком притопнуть? Нет, она для родителей своих словно месяц ясный: тихо светит им и видом своим утешает и делами добрыми помогает. Но не только внешний облик, но и имена были у русских девушек красивы, как журчание ручейка. Это такие имена, как Василиса, Варвара, Настенька, Дашенька, Машенька. А ещё: Катюша, Любава, Лизонька, Полина, Софья, Ярослава, Елена.
(Звучит песня «Русская красавица»)
Входит Варвара в русском народном костюме
Варвара: Здравствуйте, дети! Меня зовут Варвара. А вы сами догадайтесь, как меня в народе прозвали. Посмотрите, какая у меня длинная коса.
Дети: Варвара краса – длинная коса.
Варвара: Я хочу узнать, как много вы знаете о русской красоте поговорок и пословиц:
— Будто кровь с молоком. Не спрашивай здоровья – гляди в лицо.
— Красна, как маков цвет. Кругла, бела, как мытая репка.
— Краше цвету алого, белее снегу белого.
— Грудь лебедина, походка павлина.
— Сама собой миленька, личиком беленька.
— Очи сокольи, брови собольи, звездисты очи. Рассыпчаты.
— Руса коса до шелкова пояса. Коса – девичья краса.
— Видно она с серебра умывается.
— Голова с поклоном, язык с приговором, ноги с подходом, руки с подносом.
Варвара загадывает загадки:
— На горе горынской стоит дуб таратынский,
Спилить можно, а расколоть нельзя (Волос)
— Носить могу, а сосчитать не могу (волосы)
— Что над собой не видишь? (волосы)
— Что растет без цвету? (волосы)
— Ношу их много лет, а счета им не знаю (волосы).
— Тонок, долог, в траве не видать (волос).
Воспитатель: А теперь, ребята, я вам предлагаю закончить портреты своих русских красавиц. Возьмите необходимые для работы материалы и приступайте к работе.
Дети рисуют волосы различными способами, заканчивая портреты русских красавиц. В конце занятия украшают прическу кокошниками, лентами, венцами, тесьмой.
Варвара: Каких красивых подружек вы мне для хоровода девичьего нарисовали. У них, наверное, и имена уже есть. Скажите, как их зовут, только не одно имя, а с присказкой о ее красивой прическе.
Дети: Настенька – пшеничная коса.
Любава – шелковы волосы.
Софья – русая коса.
Василиса – коса шелкова до пояса.
Физминутка: (речь с движением)
Расти коса до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти косонька до пят,
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся,
Маму, дочка, слушайся.