Методическая разработка
«Влияние ментальной арифметики на интеллектуальное развитие дошкольников с ОВЗ»
Юдина Людмила Николаевна,
воспитатель, педагог дополнительного образования,
инструктор ментальной арифметики в ДОУ,
МБДОУ «Детский сад «Лукоморье»,
г. Михайловка Волгоградской обл.
Аннотация: в данной статье рассмотрена одна из перспективных современных методик обучения детей дошкольного возраста устному счету – ментальная арифметика, основным инструментом которой является абакус – счеты, изобретенные в Китае, история возникновения методики абакуса. Описаны особенности влияния на интеллектуальное развитие и логическое мышление дошкольников с особыми образовательными потребностями. Подробно разобран процесс перехода от работы со счетами к устному счету. В статье произведен анализ типичных задач ментальной арифметики, различных видов деятельности на занятиях, основных этапов и уровней обучения.
Ключевые слова: интеллект, воображение, дети дошкольного возраста с ОВЗ, мышление, устный счет, ментальная карта, ментальная арифметика, абакус.
«Ментальная арифметика» представляет собой одну из молодых и перспективных технологий в системе образования и развития детей дошкольного возраста. Это не только форма вычисления, основанная на системе устного счета, которая производится благодаря возможностям разума, но и методика комплексного развития интеллектуальных способностей обучающихся. В научных исследования, интеллект, чаще всего определяется, как сложное интегральное образование, включающее разные познавательные процессы и функции (мышление, память, внимание, воображение) в их взаимосвязи, а интеллектуальное развитие понимается как развитие основных познавательных процессов, образующих интегральное качество личности.
В настоящее время ментальная арифметика является новым направлением в образовательной системе. Получив широкое распространение в Азии, ментальная арифметика стремительно набирает обороты в Казахстане и в России.
Главным инструментом обучения по технологии «Ментальная арифметика» является абакус (лат. Abacus – доска)– счётная доска. В Китае она называются суаньпань, в Японии – соробан, в России – счёты. Технология «Ментальная арифметика» пришла в Россию из Японии, где разработана система тренировки интеллекта с помощью абакуса. В 90-е годы XX столетия с развитием нейробиологии было выявлено, что работа детей с абакусом может быть использована для тренировки ума в целом.
Ученые выяснили, что максимально активно и быстро мозг ребенка развивается в возрасте с 4 до 12 лет, когда вся новая информация быстро усваивается, а знания остаются в памяти на долгие годы. Именно поэтому регулярные занятия и развитие ребенка в этот в период оказывают огромное влияние на его будущее [1,2].
По мнению ученых, человеческий мозг имеет огромный потенциал. В первую очередь это касается правого полушария, обеспечивающего характеристики визуальной памяти, воображение и креативность. И этот потенциал практически не используется у большинства людей.
Науке давно известно, что правое и левое полушария нашего мозга выполняют, если так можно выразиться, разные типы умственных работ. Построение логических цепочек, анализ ситуации, математические вычисления выполняет преимущественно левое полушарие, тогда как правое «отвечает» за творчество, воображение и эмоции. Активация, как правого (отвечает за образное мышление), так и левого (отвечает за логическое мышление) полушария мозга влияет на формирование нейронных связей между ними. Тем самым помогая улучшить память, внимание, сформировать нестандартность мышления и тем самым уверенность в себе. Таким образом, занятия ментальной арифметикой способствуют всестороннему гармоничному развитию ребенка.
Обучение детей устному счету основано на работе с абакусом в комплексе со следующими приемами и специальными развивающими упражнениями:
- Использование двух рук. Обучающиеся производят вычисления на счетах сразу двумя руками, что позволяет не только развивать каждое полушарие, но и оптимизировать их взаимодействие.
- Визуализация. Постепенно реальный счетный инструмент за меняется его невидимым аналогом в детском воображении. Дети представляют числовые примеры не в виде цифровых знаков, а в виде изображений с определенным положением косточек на воображаемых счетах.
- Пальцематика. Пальчики рук используются даже тогда, когда ребенок начинает считать в уме. С их помощью ребенок передвигает невидимые счетные косточки.
- Умение управлять своим мозгом. Обучающиеся, которые осваивают устный счет по технологии «Ментальная арифметика» могут одновременно выполнять математические упражнения в уме, совершать действие пальцами рук и использовать свои творческие способности (рисовать, прыгать, танцевать, читать с выражением стихи).
- На занятиях обязательно используется умственная разминка и упражнения на гармонизацию полушарий мозга.
Это особенно важно для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Руководители и педагоги школ ментальной арифметики в России отмечают, что быстрый счет – это лишь побочный продукт данной технологии, на самом деле она направлена на развитие мозга – причем обоих полушарий в равной степени.
Многие причины проблем образовательной деятельности связаны с функционированием мозга, с развитием правого и левого полушария. Замедление реакции детей с ограниченными возможностями здоровья является следствием нарушения взаимодействия обоих полушарий головного мозга – страдает память и в целом замедляется развитие творческого, коммуникативного и интеллектуального потенциала детей. Дети с ОВЗ имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию.
В нашем детском саду , в рамках допобразования,функционирует кружок по обучению детей ментальной арифметике. На данный момент, совместно с другими детьми и индивидуально, кружок посещают четыре ребенка с ОВЗ. Правда, есть некоторые особенности при занятиях ментальной арифметикой для детей с ОВЗ. Заниматься лучше индивидуально, продолжительность занятия подбирается под каждого ребенка. Не все дети с ОВЗ способны освоить ментальную арифметику.
Программа обучения ментальной арифметике условно состоит из двух этапов. На первом, дети осваивают технику вычисления на счетах «Абакус», при этом задействованы сразу две руки. Абакус или соробан – аналог русских счетов, но он намного древнее, и основан на пятеричной системе счисления.
Второй этап программы предполагает переход к ментальному счету – дети представляют абакус в уме и двигают воображаемые косточки. Эта методика, появившаяся в Китае более 5 тысяч лет назад, сейчас покоряет разные страны мира. В Японии ментальная математика стала обязательным предметом школьной программы. Включение в процесс счета обоих полушарий мозга обеспечивает быстрое выполнение и запоминание действий. Левое полушарие воспринимает цифры, правое – картинку косточек счетов. Так, ребенок учится производить предлагаемые расчеты в уме. Теперь числа воспринимаются как картинки, а процесс вычисления ассоциируется с соответствующим движением косточек счетов. Обучение детей простейшим арифметическим действиям на Абакусе начинается с четырех летнего возраста, когда ребенок знакомится с цифрами от 1 до 10. В процессе выполнения действий ребенок передвигает косточки, поднимая их большими пальцами, опуская указательными. При этом ребенок учится представлять числа и математические действия на Абакусе. Чаще всего маленькие дети не могут мыслить абстрактно. Поэтому при изучении чисел детям приводят конкретные примеры на яблоках, палочках и т. д. При изучении ментальной арифметики дети как раз-таки видят, что 1 – это одна косточка, 2 – две косточки и т.д. Учащиеся понимают, что цифры действительно существуют, что их можно увидеть и даже «потрогать».
Постепенно дети переходят к работе с ментальной картой – карточка с изображением Абакуса. Дети передвигают пальцами по карте, представляя перемещение косточек. Это помогает постепенно ослабить привязку ребенка к счетам. Положительным эффектом является развитие воображения, которое в дальнейшем поможет отказаться от подручных материалов и выполнять все действия в уме, лишь представляя Абакус.
Таким образом, сначала дети учатся записывать числа, выполнять простейшие арифметические действия на уровне физических ощущений, передвигая косточки на Абакусе. Параллельно они работают с ментальной картой для того, чтобы было проще перейти к воображаемым счетам. И в конечном счете дети работают с воображаемыми счетами, представляя картинку (ментальную карту).
На занятиях дети считают различными способами: на абакусе, на ментальной карте, на слух (преподаватель диктует последовательность арифметических действий), на интерактивном тренажере, а также в уме. Такое разнообразие способствует развитию разных путей восприятия информации. А именно визуального (выполнение заданий в учебнике) и аудиального (выполнение заданий под диктовку преподавателя). Очень часто дети лучше воспринимают информацию через зрительные анализаторы. Но есть и те, у кого лучше развито аудиальные способности. Ментальная арифметика помогает развивать те каналы восприятия, через которые детям труднее усваивать информацию.
Программа занятий строится в соответствии с уровнями интеллектуального и психического развития ребенка, выделением доминирующей деятельности — игровой, на которую и опираются при работе с детьми. Занятия, построенные таким способом, в полной мере раскрывают интеллектуальный и творческий потенциал ребенка.
Содержание и объем материала на каждом этапе обучения ориентированы на нормы для возрастных групп. Для детей с ОВЗ разработан отдельный план. На занятиях используются дополнительные материалы для становления как навыков скорости счета, так и для развития внимания, памяти, мышления и воображения.

Обязательной составляющей частью каждого занятия является включение упражнений с таблицами Шульте, тест Струппа, флеш- картами, пальчиковые гимнастики, нейробика, упражнения на развитие межполушарного взаимодействия мозга, рисование двумя руками одновременно, развитие пальцевого праксиса (пальчиковый твистер, пальчиковые классики), прохождение лабиринтов, скоропись.
Немаловажный фактор эффективности программы ментальной арифметики в работе с детьми с ОВЗ ученые и практики видят в том, что в процессе обучения ребенок почти всегда переживает ситуацию успеха, что является положительным подкреплением, своего рода био-обратной связью. Ребенок быстро получает ответ, видит непосредственный результат, все это создает ощущение широких возможностей и уверенности в себе. Дошкольник становится менее зависимым от педагога, таким образом, происходит построение цикла доверия и мотивации. Этот психологический аспект обучения ментальной арифметики не может быть переоценен, так как психологические особенности детей с ОВЗ включают в себя высокую самооценку своих возможностей, что позволяет ребенку не бояться исследовать действительность, включаться в деятельность, в которой они пока не компетентны, и, таким образом, активно осваивать социальный и предметный мир.
Практика педагогов и отзывы родителей показывают повышение самооценки и улучшение эмоциональной устойчивости детей [4], доказывают, что технология «Ментальная арифметика» весьма полезна и действенна. В результате обучения ребёнок получает следующие навыки:
- быстрого счёта в уме;
- концентрации внимания на решении определённой задачи;
- творческих способностей, фантазии, воображения;
- умения находить разные пути для решения поставленных задач;
- аналитического мышления, логики, системного подхода к любой проблеме.
Кроме того, существенно укрепляется память, дети получают возможность без усилий запоминать большие массивы цифровой, текстовой и зрительной информации. У старших дошкольников и детей с ОВЗ к этому прибавляется развитие мелкой моторики пальчиков, что является очень важным для успешного развития интеллектуальных способностей.
Таким образом, технология «Ментальная арифметика» стала одной из ступеней к развитию интеллектуальных способностей. Потенциал мозга, который запускается во время занятий, позволяет воспитать интеллектуального и успешного ребенка, маленького гения, который в будущем способен проявить себя, прекрасно адаптироваться и найти креативный выход из любой ситуации.
Список литературы:
1. Бенжамин А. Матемагия. Секреты ментальной математики. – 2014. – 247 с.
2.Березина Р.Л. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: Учеб. пособие для студ. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 1988. – 303 с.
3. Малсан Би. Ментальная арифметика для всех. – 2017.
4. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях / Под. ред. Р.Л. Березина, В.В. Данилова. – М.: Просвещение, 1987.
5.Метлина Л.С. Математика в детском саду. – М.: Просвещение, 1984.
6. Маулешева А. Ментальная арифметика как нетрадиционный метод обучения // Символ Науки. – 2016. – 6 с.
7.Цаплина О.В. Технологии развития познавательной активности дошкольника // Детский сад от А до Я. – 2016. – №1. – С. 44–53.
8. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. пособие / Е.И. Щербакова. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. – 392 с.
9. Центр ментальной арифметики SmartyKids [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vk.com/smartykids.