Из опыта работы
«Взаимодействие с семьей в формировании духовно-нравственных ценностей у дошкольников»
Анохина Ольга Владимировна,
Донченко Ирина Андреевна,
воспитатели
МБДОУ № 48 г. Апатиты Мурманской обл.
Дошкольное детство — незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена добрыми руками родителей и заботой воспитателей. Родительская любовь дает человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищенности. Для того, чтобы ребенок рос любознательным, активным и творческим важно объединить условия детского сада и семьи.
Детство — это период усвоения норм морали и социальных способов поведения, а многим родителям это просто не известно. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители отвечают за воспитание детей.
Именно этот возраст является одним из благоприятных периодов, в котором закладываются основные принципы духовно – нравственного воспитания.
Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса. Ориентация на семейные ценности является важной частью духовно — нравственного развития и воспитания личности дошкольников. В материалах стандартов, впервые в нормативных документах, регламентирующих организацию образовательного процесса, встречаются такие понятия как «ориентация на принятие ценностей семьи, нравственных устоев семьи, ответственности перед семьей».
Выстраивая процесс взаимодействия с семьями воспитанников опираемся на следующие принципы:
1. Личностно-ориентированный подход к детям, родителям, где в центре внимания стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.
2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них.
3. Принцип комплексности – тесное сотрудничество со специалистами ДОУ.
4. Принцип доступности.
Основной целью педагога в организации взаимодействия с родителями является создание единого пространства развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Взаимоотношения всех участников образовательного процесса, положительные жизненные примеры и духовные ценности, способствуют становлению личности.
Для реализации поставленных целей определили следующие задачи:
- Создать условия для эффективного взаимодействия детского сада и семьи по ознакомлению дошкольников с миром семейных традиций;
- Предоставить родителям теоретические знания и практические навыки позитивного взаимодействия с детьми в разных видах деятельности;
- Показать детям значимость семьи в жизни каждого человека;
- Воспитывать у детей любовь и уважение к родительскому дому, семье, своим близким, старшему поколению.
Решая задачи, направленные на формирование позитивных взаимоотношений ДОО и семьи разрабатываем план взаимодействия с родителями, который включает в себя разные формы работы.
Одна из любимых форм взаимодействия для родителей – досуговая.
Совместными усилиями организуем и проводим праздники и развлечения, такие как:
«День матери», «Новый год», «Осенний капустник», «23 февраля», «Рождественские посиделки», где родители являются непосредственными участниками праздника, которые сближают членов семьи, находят эмоциональный отклик в сердцах детей.
Традиционны в нашей группе выставки семейного творчества:
- «Осенний калейдоскоп»;
- «Воспоминания о лете», «Чудеса с грядки»;
- «Новогодний переполох», «Зимняя фантазия»;
- «Моя мама – рукодельница»
- «Пасхальное чудо» и мн. др.
Родители вместе с детьми заранее готовятся к ним и, каждый год мы не перестаём удивляться безграничной фантазии и творчеству наших семей.
Одна из традиций нашей группы участие семей воспитанников в благотворительных акциях, направленных на развитие нравственных и личностных качеств дошкольников:
Поздравление врачей и всего медицинского персонала Апатитско-Кировской ЦГБ;
Всероссийская акция для военнослужащих, выполняющих боевые задачи; Участие в сборе гуманитарной помощи
для мобилизованных жителей Мурманской области;
- «Коробка добра» для детей «Дома ребенка»;
- «Собрался в школу — помоги другому. Собери рюкзак добра!»;
- Сотрудничество с социальным центром «Сияние»
- «Чужих стариков не бывает»
- «Елка желаний»
- «Новогодний марафон» и др.
В ходе таких акций наши дети получают знания, у них формируются навыки культуры, активная жизненная позиция. Так же акции служат хорошей пропагандой среди родительской общественности, формируют положительное отношение родителей к учреждению. Дети, видя отношение родителей, саму организацию мероприятия, сами участвуя в нем, духовно обогащаются.
Еще одна полюбившаяся родителями форма взаимодействия Мастер- классы. Несомненными плюсами этой формы является общение родителей и детей в совместной практической деятельности. Эту форму широко используем в преддверии календарных и православных праздников: «День матери», «Новый год», «Рождество», «Великая Пасха», «Бравые солдаты», «8 марта», «Масленица». К изготовлению поделок для мам мы привлекали пап, дедушек, братьев. А для пап приглашаем на мастер-класс мам, сестер, бабушек. Родители охотно откликаются на предложение приготовить подарки и сюрпризы к праздникам. Такая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность современных родителей, где они находятся в позиции активного участника.
С большим интересом родители взаимодействуют с различными социокультурными учреждениями города, организуют для детей экскурсии:
- музей «Хибинариум»;
- музейно – выставочный центр «Апатит»;
- музей истории изучения и освоения Европейского Севера;
- пожарная часть г.Кировска;
- городская библиотека им.Л.А.Гладиной;
- экоточка.
Эта работа помогла нам наладить тесный контакт с семьями воспитанников, организовать работу по укреплению духовного, психического и физиологического здоровья детей, найти пути оптимизации взаимодействия детского сада и семьи.
В заключении хочется отметить, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен.



12 августа, 2025
admin
Опубликовано в рубрике 







