Конспект образовательной деятельности
«Зимовка лесных зверей»
для детей старшей группы
Данилова Елена Борисовна,
воспитатель ЧДОУ Детский сад «Колокольчик»,
г. Ярославль
Цель: Обобщать и обогащать знание детей о жизни диких животных зимой.
Задачи:
- Продолжать учить устанавливать связи между особенностями внешнего вида, поведении животных и условиями зимнего сезона.
- Развивать творческие способности, формировать умение передавать характерные признаки животных, используя знакомые приёмы лепки.
- Закреплять умение соотносить схему и изображение.
- Воспитывать любовь к животным, стремление помочь им в трудных условиях.
Материал: Карточки с изображением диких животных, схемы лепки диких животных, пластилин, стеки, доски, бумажные салфетки, бисер для глаз, музыкальное сопровождение.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Белая и холодная пришла на землю зима. Потонул лес в снегу, и спрятались под ним плоды и семена, ещё недоступнее стали корни растений. Нет ни сочной травы, ни мягких листьев на деревьях. На снегу остались лишь следы зверей и птиц.
Кто в мороз ходил по лесу
И оставил тут следы?
Не пойдёшь без интересу,
Видно, в поисках еды.
У осинки был зайчишка:
Грыз невкусную кору.
К тонким веточкам – вприпрыжку
(Превратил обед в игру).
Пробегала тут лисица.
И лисе в норе не спится.
Лисьи лапки не шуршат –
Будет завтрак из мышат.
Белка щёлкала орешки
И роняла шишки.
Вот спасибо за остатки:
Попируют мышки.
Нам увидеть удалось,
Как идёт по лесу лось.
Тоже в поисках еды,
Вот следы, так уж следы!
Воспитатель: Вам понравилось стихотворение? Его написала бабушка одной из наших выпускниц, Инна Полещук. Она тоже, как и вы, очень любит животных и заботится о них. Мы с вами почитаем и другие стихи из этой книги.
— Ребята, а как вы думаете, боятся ли звери, живущие в лесу, зимы? (Ответы детей).
— Что их спасает от зимней стужи? (Звери сменили свои летние шубки на более тёплые зимние.)
— От хищников? (Поменяли окраску шерсти.)
— Кто поменял? (Заяц, белка.)
— А на какую?(Заяц на белую, а белка на серую.)
— А для чего? (Чтобы их не было видно.)
— Не страшен ли им холод? Почему? (Шёрстка стала более густой, пушистой.)
— Чем питается зимой заяц, белка? (Белка — запасы на зиму, заяц — ветками и корой деревьев.)
— А лиса делает запасы на зиму? (Нет)
— Чем же она питается зимой? (Выслеживает мелких животных, которые не в спячке.)
— А чем занимаются зимой медведь, барсук? (Спят)
— А как же они всё это время обходятся без пищи?(За счёт жира, который накопили в своём теле ещё летом и осенью.)
— Как можно помочь лесным зверям которые находятся не в спячке? (Разложить в лесу заготовленные ветки, морковь, листья капусты, орехи, жёлуди.)
Вы правильно всё рассказали о зимовке лесных зверей. А теперь давайте представим, что мы очутились в зимнем лесу.
— Холодно зимой в лесу. От лютой стужи зверей спасает пушистая, густая, тёплая шерсть. У зайца и белки меняется окраска шерсти, чтобы лучше спрятаться от хищников. Не страшен им и голод. Хоть и нет в лесу ни орехов, ни грибов, но белка запасла их ещё летом и осенью, а теперь отыскивает свои кладовые. С удовольствием ест она и семена еловых шишек, которых и зимой в лесу много. А вот медвежьего корма в лесу нет. Но медведь неплохо устроился: спит всю зиму в своей берлоге и ничего не ест. Спит и барсук в своей норе. Живут они в это время за счёт жира, который накопили в своём теле ещё летом и осенью.
Вы, верно, сказали, что зайцы, лисы ничего не запасли. Заяц питается веточками деревьев, гложет кору. А лисе ветки не по вкусу. Ходит рыжая по снегу и тщательно его обнюхивает. Это она норки мышей под снегом отыскивает и зайцев выслеживает. Этим в основном, и кормится всю зиму.
Но зверям зимой нередко бывает голодно. Поэтому мы им можем помочь: в лесу разложить заготовленные ветки, морковь, листья капусты, орехи, жёлуди.
— А сейчас, я предлагаю вам выйти на лесную поляну и представить себя любым лесным животным и погулять по поляне.
(Дети под музыку изображают лесное животное).
Воспитатель: Молодцы, очень хорошо передали образ лесных животных.
А теперь, я предлагаю вам поиграть.
Давайте подойдем к столу. Здесь лежат картинки диких животных.
-Каких диких животных? (Лиса, заяц, белка, волк).
По краю стола лежат перевёрнутые схемы лепки этих животных. Сейчас под музыку вы пойдёте вокруг стола, а когда музыка закончится, вы возьмёте ту карточку, около которой остановились и положите её к тому животному, которому она соответствует. (Дети играют)
Воспитатель: А теперь снова переверните карточки и ещё раз поиграем. (Игра проводится 2раза).
Вы все правильно определили, какая схема относится к какому животному. А теперь, я предлагаю слепить любое дикое животное по этим схемам. Выберите себе схему дикого животного, подберите необходимый материал и приступайте к работе.
(Дети выбирают себе необходимый материал и приступают к работе).
В конце занятия проводится экспресс-выставка диких животных.