Консультация для педагогов
«Знакомство дошкольников с творчеством А.С. Пушкина через использование инновационных технологий образовательного процесса»
Лобанова Ольга Михайловна,
воспитатель МБДОУ N7,
г. Апатиты Мурманской обл.
Аннотация: Ежегодное празднование 6 июня Пушкинского дня в нашей стране — подтверждение актуальности настоящей статьи. Знакомство с литературным творчеством А. С. Пушкина должно начинаться уже в дошкольном возрасте, ведь его великие произведения сопровождают нас всю жизнь.
Ключевые слова: сказка, дошкольник, чтение, развитие речи.
Александр Сергеевич Пушкин, являясь русским поэтом XIX века, оставил колоссальный след не только в отечественной, но и в мировой литературе! Его многочисленными произведениями художественной литературы (стихами, поэмами, сказками, повестями и драматическими произведениями) сформирован целый пласт мировой культуры.
Многие опытные педагоги, работающие с детьми дошкольного возраста, сталкиваются с трудностями при попытках познакомить их с Пушкиным и его творчеством. Причина тому очевидна: современные дети лучше воспринимают информацию визуально, им сложно долго слушать монолог, для них важно разнообразие деятельности. Поэтому сегодня перед каждым педагогом стоит задача заинтересовать воспитанников и стимулировать их активность в процессе занятий. Для решения этой сложной задачи педагогика предлагает ряд современных технологий, которые помогают активизировать обучение. Благодаря этим технологиям процесс знакомства детей дошкольного возраста с творчеством Пушкина может сделать эти занятия увлекательными и позволяет привлечь внимание детей к жизни и творчеству великого поэта.
Первым шагом в данной работе должно стать знакомство детей с жизнью великого русского поэта через просмотр презентаций, используя ИКТ-технологию. Важно подчеркнуть, что Пушкин был первым знаменитым поэтом в России, который писал свои произведения на простом и понятном русском языке. Его сказки являются добрыми, поучительными, волшебными историями для детей, актуальными во все времена. Рекомендуется делать первые шаги знакомства детей с ними через наглядную трансляцию педагогом их содержания в форме слайд — шоу, чтобы у детей сложились четкие представления о каждом произведении. После этого можно обсудить с детьми содержание каждого из них.
Обращаем внимание на возможность создания ярких и красочных альбомов, в которых собраны игры по произведениям А. С. Пушкина. В процессе дидактических игр дети узнают сказки по иллюстрациям, разгадывают загадки о героях, занимаются сбором пазлов по фрагментам из сказок, разучивают эпизоды из них, учатся пересказывать с опорой на мнемотаблицы. Использование этих технологий приносит только пользу, так как это способствует активному развитию психических процессов у дошкольников.
Более того, мы придерживаемся мнения о том, что сейчас важно использовать технологию по развитию критического мышления в воспитании дошкольников. Для укрепления знаний воспитанников о произведениях А. С. Пушкина мы пользуемся в нашей работе «Кубиком Блума». Как это работает? Педагог бросает кубик, а дети в порядке очереди отвечают на вопрос, выпавший на верхней стороне кубика. Вот некоторые возможные вопросы: Назови, какие произведения Пушкина тебе знакомы? Поделись, кого из персонажей сказок Пушкина ты любишь больше всего? Почему золотая рыбка из сказки «О рыбаке и рыбке» в конце рассердилась? Придумай что бы ты попросил(а) у золотой рыбки. Если ответ ребенка неполный, другие участники игры могут его дополнять. Важным моментом является то, что эта игра способствует активному развитию речи детей-дошкольников.
Подводя итог, необходимо заострить внимание на том факте, что благодаря вышеперечисленным инновационным технологиям стимулируется активное мышление детей в процессе занятий по ознакомлению с миром сказок А. С. Пушкина.
Список использованных источников
- Гогоберидзе А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд. / А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. — Санкт-Петербург: Питер, 2019. — 464 с.
- Тикуцкая О. И. Ознакомление детей с творчеством А. С. Пушкина [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/oznakomlenie_detei_s_tvorchestvo_a_s_pushkina (Дата обращения: 02. 06. 2024).