Знакомство со скороговоркой «Ехал Грека через реку»

Конспект образовательной деятельности

«Знакомство со скороговоркой «Ехал Грека через реку»

с детьми подготовительной к школе группы

Солодянкина Алена Сергеевна,

воспитатель МБДОУ № 10,

г.п. Печенга Мурманской обл.

Цель: знакомство со скороговорками, как с жанром устного народного творчества.

Задачи:

Образовательные:

— познакомить детей со скороговоркой «Ехал Грека через реку» на основе художественного произведения Михаила Либина «Ехал Грека»;

— совершенствовать навык детей правильно произносить звуки, отчётливо произносить скороговорки в разых техниках, вырабатывать интонационную выразительность речи.

Развивающие:

— развивать у детей внимание, память, логическое мышление.

Воспитательные:

— воспитывать речевую культуру, уверенность в общении.

Используемое оборудование: игровой макет к стихотворению «Ехал Грека» — (Грека, река, дом, лодка, коряга, рак, пятак), мяч.

Ход образовательной деятельности:

  —  Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу. 

Дети вместе с воспитателем становятся в круг.

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы на месте поврнемся,

Улыбнемся, подмигнем,

И занятие начнём.

Воспитатель. Ребята, присаживайтесь на стульчики. Дети, каждый из нас может произносить легкие слова, например, слово «мама», потому что звуки в этом слове лёгкие для произношения, они под силу даже маленькому ребенку. Но не каждый выговорит слова, в которых есть трудные звуки.

Что необходимо делать для того чтобы произносить трудные звуки, мы с вами, что часто делаем? (Ответ детей – произносим чистоговорки).

Правильно, мы с вами произносим чистоговорки. Их можно произносить не торопясь, главное- четко произносить все слова и звуки. А чтобы научится ещё и быстро проговаривать слова с трудными звуками, придумали специальные упражнения, как они называются? (Ответ детей – скороговорки).

Давайте вспомним, кто помнит какую-либо скороговорку? (Ответ детей).

 Сегодня, для наглядности, я приготовила макет (настольный театр)  к данной скороговорке вот в таком варианте. Прежде, чем выполнять упражнения со скороговоркой, я познакомлю вас со стихотворением про Греку через настольный театр. Слушайте, внимательно. (Воспитатель читает и показывает действия по стихотворению).

Автор стихотворения — Михаил Либин, стихотворение «Ехал Грека».

Человека Звали Грека,

Это просто и легко.

Кстати, Дом построил Грека

От реки недалеко.

А в реке

На перекате,

Где полным-полно коряг,

Что, конечно,

 Тоже кстати,

Жил громадный Чёрный Рак.

Как-то Грека

 В день воскресный

На базар Повёз Пятак,

Ну, а дальше,

Как известно,

Обстояло дело так:

Ехал Грека Через реку,

Видит Грека – В реке рак.

Сунул Грека Руку в реку –

Рак… Не цапает никак!

Очевидно, Грека Руку

Сунул как-нибудь не так.

Окунул вторую руку – Только раку

Хоть бы хны!

Сунул Грека

Ноги в реку – Замочил в реке штаны.

Но, однако,

Чтобы рака Изловить наверняка,

Прыгнул Грека С моста в реку –

Взбаламутилась река.

Всю реку Обшарил Грека,

Только рака След простыл. Упустил, растяпа, Рака – Да к тому ж ещё Простыл.

 Чуть с обиды не заплакал, А потом подумал так: «А куплю-ка Я-ка Рака На базаре За пятак!»

Сунул Грека Руки В брюки – Мол, На месте ли пятак? А в кармане… Ну-ка… Ну-ка… Что за штука?! Мама!! Рак!!!

Ребята, вот замечательное стихотворение, которое написал Михаил Либин на основании скороговорки «Ехал Грека через реку».

Скороговорка звучит так:

Ехал Грека через реку.

Видит Грека в реке рак.

Сунул в реку руку Грека.

Рак за руку Греку — цап.

Сейчас, попробуем произнести данную скороговорку с разной силой голоса, когда первая строчка читается громко, вторая чуть тише, третья – ещё тише, последняя шёпотом.

Ехал Грека через реку. (Громко)

Видит Грека в реке рак. (Чуть тише)

Сунул в реку руку Грека. (Ещё тише)

Рак за руку Греку — цап. (Шёпотом)

После этого поднимаемся вверх по лесенке от шёпота до громкого звука.

Ребята, давайте произнесем скороговорку в движении.

Ехал Грека через реку. (Руками делаем движения, имитирующие греблю вёслами)

Видит Грека в реке рак. (Правой рукой делаем «козырёк» над глазами)

Сунул в реку руку Грека. («Полощем» левую руку в реке)

Рак за руку Греку — цап. (Правой рукой резко хватаем левую руку)

Ребята, давайте произнесем скороговорку в разных настроениях.

Весело, грустно, капризно, важно, сердито, ласково, спросонья, удивлённо и т. д.

Ребята, давайте проговорим скороговорку от имени разных героев.

От имени мышки, медведя, лисички, лягушки, старушки, доброй и злой феи и т.д.

Ребята, проговорим скороговорку с мячом по кругу, мы будем передавать друг другу мяч, при этом проговаривают только одно слово. При этом темп будем постепенно ускоряется. «Ехал – Грека – через – реку – видит Грека – в реке – рак …. и т.д.»

Ребята, проговорим скороговорку с отбиванием ритма в ладошки. А сейчас усложним, будем проговаривать и отбивать ритм ножками. Ещё одно усложнение – сочетание отбивания ритма попеременно ладошками и ногами.

Заключительная часть.

— Ребята, что сегодня интересного было у нас на занятии?

— Что вам было трудно сегодня? Легко?

— Вы молодцы!

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.