Конспект образовательной деятельности
«Знакомство со скороговоркой «Ехал Грека через реку»
с детьми подготовительной к школе группы
Солодянкина Алена Сергеевна,
воспитатель МБДОУ № 10,
г.п. Печенга Мурманской обл.
Цель: знакомство со скороговорками, как с жанром устного народного творчества.
Задачи:
Образовательные:
— познакомить детей со скороговоркой «Ехал Грека через реку» на основе художественного произведения Михаила Либина «Ехал Грека»;
— совершенствовать навык детей правильно произносить звуки, отчётливо произносить скороговорки в разых техниках, вырабатывать интонационную выразительность речи.
Развивающие:
— развивать у детей внимание, память, логическое мышление.
Воспитательные:
— воспитывать речевую культуру, уверенность в общении.
Используемое оборудование: игровой макет к стихотворению «Ехал Грека» — (Грека, река, дом, лодка, коряга, рак, пятак), мяч.
Ход образовательной деятельности:
— Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу.
Дети вместе с воспитателем становятся в круг.
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы на месте поврнемся,
Улыбнемся, подмигнем,
И занятие начнём.
Воспитатель. Ребята, присаживайтесь на стульчики. Дети, каждый из нас может произносить легкие слова, например, слово «мама», потому что звуки в этом слове лёгкие для произношения, они под силу даже маленькому ребенку. Но не каждый выговорит слова, в которых есть трудные звуки.
Что необходимо делать для того чтобы произносить трудные звуки, мы с вами, что часто делаем? (Ответ детей – произносим чистоговорки).
Правильно, мы с вами произносим чистоговорки. Их можно произносить не торопясь, главное- четко произносить все слова и звуки. А чтобы научится ещё и быстро проговаривать слова с трудными звуками, придумали специальные упражнения, как они называются? (Ответ детей – скороговорки).
Давайте вспомним, кто помнит какую-либо скороговорку? (Ответ детей).
Сегодня, для наглядности, я приготовила макет (настольный театр) к данной скороговорке вот в таком варианте. Прежде, чем выполнять упражнения со скороговоркой, я познакомлю вас со стихотворением про Греку через настольный театр. Слушайте, внимательно. (Воспитатель читает и показывает действия по стихотворению).
Автор стихотворения — Михаил Либин, стихотворение «Ехал Грека».
Человека Звали Грека,
Это просто и легко.
Кстати, Дом построил Грека
От реки недалеко.
А в реке
На перекате,
Где полным-полно коряг,
Что, конечно,
Тоже кстати,
Жил громадный Чёрный Рак.
Как-то Грека
В день воскресный
На базар Повёз Пятак,
Ну, а дальше,
Как известно,
Обстояло дело так:
Ехал Грека Через реку,
Видит Грека – В реке рак.
Сунул Грека Руку в реку –
Рак… Не цапает никак!
Очевидно, Грека Руку
Сунул как-нибудь не так.
Окунул вторую руку – Только раку
Хоть бы хны!
Сунул Грека
Ноги в реку – Замочил в реке штаны.
Но, однако,
Чтобы рака Изловить наверняка,
Прыгнул Грека С моста в реку –
Взбаламутилась река.
Всю реку Обшарил Грека,
Только рака След простыл. Упустил, растяпа, Рака – Да к тому ж ещё Простыл.
Чуть с обиды не заплакал, А потом подумал так: «А куплю-ка Я-ка Рака На базаре За пятак!»
Сунул Грека Руки В брюки – Мол, На месте ли пятак? А в кармане… Ну-ка… Ну-ка… Что за штука?! Мама!! Рак!!!
Ребята, вот замечательное стихотворение, которое написал Михаил Либин на основании скороговорки «Ехал Грека через реку».
Скороговорка звучит так:
Ехал Грека через реку.
Видит Грека в реке рак.
Сунул в реку руку Грека.
Рак за руку Греку — цап.
Сейчас, попробуем произнести данную скороговорку с разной силой голоса, когда первая строчка читается громко, вторая чуть тише, третья – ещё тише, последняя шёпотом.
Ехал Грека через реку. (Громко)
Видит Грека в реке рак. (Чуть тише)
Сунул в реку руку Грека. (Ещё тише)
Рак за руку Греку — цап. (Шёпотом)
После этого поднимаемся вверх по лесенке от шёпота до громкого звука.
Ребята, давайте произнесем скороговорку в движении.
Ехал Грека через реку. (Руками делаем движения, имитирующие греблю вёслами)
Видит Грека в реке рак. (Правой рукой делаем «козырёк» над глазами)
Сунул в реку руку Грека. («Полощем» левую руку в реке)
Рак за руку Греку — цап. (Правой рукой резко хватаем левую руку)
Ребята, давайте произнесем скороговорку в разных настроениях.
Весело, грустно, капризно, важно, сердито, ласково, спросонья, удивлённо и т. д.
Ребята, давайте проговорим скороговорку от имени разных героев.
От имени мышки, медведя, лисички, лягушки, старушки, доброй и злой феи и т.д.
Ребята, проговорим скороговорку с мячом по кругу, мы будем передавать друг другу мяч, при этом проговаривают только одно слово. При этом темп будем постепенно ускоряется. «Ехал – Грека – через – реку – видит Грека – в реке – рак …. и т.д.»
Ребята, проговорим скороговорку с отбиванием ритма в ладошки. А сейчас усложним, будем проговаривать и отбивать ритм ножками. Ещё одно усложнение – сочетание отбивания ритма попеременно ладошками и ногами.
Заключительная часть.
— Ребята, что сегодня интересного было у нас на занятии?
— Что вам было трудно сегодня? Легко?
— Вы молодцы!