Из опыта работы
«Детская журналистика как эффективное средство развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста»
Меджидова Эльмина Абдулгамидовна,
учитель-логопед МБДОУ № 156 «Румяные щечки»,
г. Мурманск
Диалогическая форма общения является наиболее привычной для взрослых. Мы учимся вести диалог в течении всей своей жизни. Умение обмениваться информацией, как правило передается от взрослых к детям, в нашем случае, от родителей детям. Ведущие специалисты в области педагогики считают, что диалогу можно научиться только лишь в процессе обучения. Именно взрослый в раннем возрасте вовлекает ребенка в диалог. Родитель постоянно должен рассказывать много интересных историй и сказок, побуждать ребенка к ответу на вопросы, делиться своими впечатления или рассуждениями на интересную тему. Ребенок, испытывающий недостаток общения со взрослым находится постоянно в состоянии стресса.
Это приводит к различного рода нарушениям в личностном развитии. Происходит по ряду причин: неполная семья, чрезмерная занятость, вредные привычки родителей, отсутствие интереса и желания уделять внимание ребенку. Эти условия препятствуют полноценному развитию ребенка и накладывают определенный отпечаток на процесс социализации в детском обществе. Если родитель активно откликается на высказывания и жесты ребенка, «чинит» диалог (Е. И. Исенина), то ребенок быстрее овладевает всеми компонентами речи. Зачастую, свой опыт речевого общения со взрослыми (родителями, так как именно родители являются первыми педагогами своего ребенка) дети дошкольного возраста переносят во взаимоотношения со сверстниками. Потому, как ребенок взаимодействует с окружающими, можно судить о том, насколько вовлечены родители в общение со своим ребенком дома.
Общение детей ясельного возраста на начальном этапе является неречевым, в котором участвуют мимика, жесты. В более старшем возрасте, в младшей группе, например, на занятиях по окружающему миру дети в основном когда взрослый задает вопрос, выкрикивают, перебивают друг друга, обижаются если его ответ остался без внимания. Это называется- «Коллективный монолог» (Ж. Пиаже). Молодые педагоги, зачастую, проводя занятия, на которых дети перебивают друг друга и не хотят чтобы услышали только его, начинают думать что это они, сами педагоги виноваты в том что, так и не смогли научить детей слушать друг друга .Но это , не так , причина такому поведению возрастные особенности детей. Собственно диалог со сверстниками, в котором дети, на равных условиях, поочередно высказываются на одну тему, — присуще старшим дошкольникам.
Дети дошкольного возраста испытывают сложности в овладении речью. Происходят нарушения во всех компонентах речи. Недостатки речевого развития можно начинать преодолевать в возрасте 5 лет в процессе непрерывного обучения, а именно на логопедических занятиях. Овладение диалогической речью замедляется если у ребенка есть нарушения речи. Сверстники, как правило, минимизируют взаимодействие с такими детьми, так как не понимают их. Дети с речевыми нарушениями находясь в детском обществе испытывают недостаток общения, чувствуют себя одинокими, появляются зажимы. Боясь осуждения сверстников, постоянно молчат, и зачастую общаются только с такими же как они, плохо говорящими детьми.
Находящиеся взрослые должны обращать внимание на это и предпринимать соответствующие меры. Без полноценного владения родным языком невозможно овладение диалогическим общением. Старшие дошкольники овладевают лишь самыми простыми формами диалога со сверстниками.
Поэтому для решения задач развития диалогической речи мною была использована тема журналистики и игровой метод — интервью.
Задачи проекта:
-формировать умение построению самостоятельных высказываний, умение вести диалог со взрослыми и сверстниками;
— обогащать и активизировать словарный запас,
— развивать творческие способности;
— воспитывать желание слышать и слушать друг друга.
На подготовительном этапе тщательно подбиралась необходимая литература. Разрабатывались и оформлялись игры и упражнения по теме проекта. Был оформлен уголок «Мы юные журналисты» Проводились игры по развитию речи, такие как «доскажи словечко», «узнай по описанию», «четвертый лишний» и т.д.
С целью формирования у детей умения брать интервью и соблюдать правила диалога, с детьми проводились, беседы о правилах поведения во время интервью. Многообразие игр, по речевому развитию, способствовали развитию умения задавать вопросы собеседнику. На первых порах дети пробовали брать интервью друг у друга, у младшего воспитателя, у родителей.
На основном этапе: составляли небольшие рассказы с опорой на схему, мнемотаблицы, по серии сюжетных картин, из личного опыта. Проводились сюжетно –ролевые игры, моделирование ситуаций, рассматривались детские журналы, газеты, изготовляли атрибуты к играм, сотрудничали с семьей.
В процессе бесед знакомились с профессией журналиста, диктора. Проводили по утрам рубрику Утренние новости», когда дежурные группы рассказывали, какой день недели, время года, погода за окном сегодня, число, месяц, день недели, сколько присутствует девочек и мальчиков в группе. Дети рассказывая это по «телевизору», говорили громко и четко , старались донести информацию так, чтобы всем было понятно и слышно.
На занятиях по речевому развитию использовался микрофон. Ребенок не просто пересказывал текст, а как журналистрассказывал об интересном событии. Каждому ребенку хотелось попробывать себя в роли журналиста. Особенно нравилось произносить «Далее о важных событиях вам расскажет…», «А сейчас я передаю слово …» « С вами был корреспондент Детского канала» желание принять участие в пересказе появилось и утех ребят, которые обычно тихо отсиживались и не хотели выступать перед всеми.
Таким образом, данный проект способствует развитию диалогической речи детей. Тема журналистики вызывает у детей дошкольного возраста большой интерес и может быть использованакаксредство повышения уровня речевой компетентности воспитанников.
Литература:
1. Арушанова, А. Истоки диалога / А. Арушанова // Дошкольное воспитание. – 2002. – №10. – С. 82–90.
2. Казаковская, В. В. Коммуникативные навыки ребенка в диалоге / В. В. Казаковская.– СПб. Издательство «Мозаика — синтез», 2003. – 144 с.
3. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников : учебное пособие для студентов вузов / Н. А. Стародубова. – М .: Изд. центр «Академия», 2006. – 256 с. 4. Якубинский, Л. П. О диалогической речи / под ред. Л.В. Щербы. – Спб., 2007.259с