Конспект интегрированного занятия
«Дикие животные»
(старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР)
Поликарпова Лидия Витальевна,
воспитатель,
Суслова Анастасия Нафисовна,
учитель-логопед,
МБДОУ г. Мурманска
Цель: активизация словаря по лексической теме «Дикие животные»
Коррекционно-образовательные задачи:
— расширять и активизировать словарный запас по теме «Дикие животные» (животное, зверь, медведь, волк, лиса, барсук, заяц, белка, еж, лось, рысь, рога, копыта, мех, шкура, лапа, берлога, нора, дупло, логово, лежка; дикий, хищное, травоядное, голодный, злой; менять, линять, спать, добывать, охотиться).
— употребление существительных с суффиксами -онок-, -енок-, -ат-, -ят
— совершенствование слоговой структуры слов.
Коррекционно-развивающие задачи:
— развивать связную речь, зрительное внимание и восприятие, образное мышление, память, координацию речи с движением, общую, артикуляционную и мелкую моторику
— развивать диалогическую речь.
Воспитательные задачи:
— формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности.
Оборудование: магнитная доска, плоскостные изображения диких животных. Интерактивная доска, презентация по теме «Дикие животные».
Предварительная работа: рассматривание тематических картин, чтение художественной литературы В. Бианки «Купание медвежат», конструирование из бумаги диких животных, познавательная беседа
Ход образовательной деятельности:
Вводная часть:
Дети заходят в зал под звуки «леса» и садятся на стулья, к экрану лицом.
1 слайд: на экране картинка леса.
Логопед: — Здравствуйте, ребята.
Дети: — Здравствуйте!
Логопед: — Я, очень рада, вас видеть! У меня для вас волшебный мешочек, надо отгадать на ощупь, что там находится. (Дети отгадывают диких животных). Кто, догадался, о чём сегодня на занятии, мы будем говорить?
Дети: -Дикие животные, звери!
Воспитатель: — Правильно, сегодня мы отправимся в лес, где они живут!
2. Основная часть.
Воспитатель: -Что бы попасть в лес, нужно пройти, через препятствие (перешагивают модули)
Физкультминутка «По тропинке в лес шагаем»
По тропинке в лес шагаем (ходьба)
На пути у нас ручей
Ты его преодолен!
Мы по бревнышку пройдем (высоко поднимая колени проходят по бревнышку)
И в ручей не упадем!
Впереди у нас болото
Упасть в него нам не охота.
Мы по кочкам, прыг да скок (перепрыгивают по «кочкам»)
Вот и попали мы в лесок!
Лес красивый, славный лес,
Запах тайны и чудес! (разводим руки в стороны дыхательные упражнения под звуки леса)
Воспитатель:-Вот мы и пришли с вами в лес.
2 слайд игра «Детёныши диких животных»
Логопед: — Ребята, посмотрите на экран. На слайде изображены детеныши животных. Они потерялись и не могут найти маму, давайте поможем им. Отвечайте полным предложением, у кого кто
Дети: -У лисы- лисенок, у белки-бельчонок… т.д.
Молодцы, вы справились, идём дальше.
Рассматривание картинок с изображением следов диких животных
Воспитатель: — Ребята, посмотрите, здесь кто-то наследил, это чьи следы? (животных).
— Как называются животные, которые живут в лесу? (ответы детей -дикие животные).
— Почему следы есть, а животных нет? Где они? (ответы детей-они прячутся).
Воспитатель: — Хотите узнать, каким животным принадлежат эти следы? (Да)
Воспитатель: — Я, буду загадывать вам загадки, если вы отгадаете правильно, то узнаете чьи следы.
- Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет?
Дети: медведь - Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной.
Дети: ёж
- Зверька узнали мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке — летом.
Дети: белка
Воспитатель: правильно! Следы вы все узнали, загадки – отгадали, а вот сможете узнать тени животных?
3 слайд игра «Чья тень?»
Логопед: — Ребята посмотрите на экран. Тень, какого дикого животного изображена на экране?
Ответы детей полным предложением (на слайде тень зайца и т.д.)
4 слайд игра «Кто, что ест?»
Логопед: Ребята, а вы знаете, чем питаются лесные звери? Звери бывают хищными и травоядными.
Они хотят есть, но вся еда перепуталась, давайте поможем животным и накормим их.
Воспитатель:- Молодцы, ребята! Накормили животных.
5 слайд игра «Один –много»
Воспитатель: — Ребята, скажите, а сколько в лесу живёт животных?
Дети: — Много.
Воспитатель: — Давайте, поиграем в игру «Один- много»
Ответы детей: — Лиса -лисы, медведь-медведи, заяц-зайцы, волк- волки и т. д.
6 слайд: «Кого не стало?»
Логопед: — Животные, хотят поиграть с нами в прятки, посмотрите на экран, назовите всех животных и запомните. Закройте глаза, откройте, какого животного не стало? Отвечайте полным предложением (не стало медведя и т.д.)
Молодцы!
Дыхательные упражнения
Логопед: — Давайте превратимся с вами животных
«Лиса идёт по следу»: короткие частые вдохи носом.
Лисонька-лиса
след зайца взяла.
Носиком повела,
по следу пошла:
Прислушивается, принюхивается.
Превратимся в волков и повоем: «У-у» (произносить тихо и громко).
Теперь в ежей- ёжик пыхтит: «Пых-пых-пых».
Артикуляционная гимнастика.
Логопед: 1. «Пощёлкать зубами»: как это делает злой волк.
2.«Зайка»: покусать верхними резцами нижнюю губу.
3.«Заяц грызёт кочерыжку»: покусывать язык, постепенно втягивая его в рот.
«Хвостик»: покачать высунутым изо рта языком из стороны в сторону.
Дидактическая игра «Чей? Чья? Чьё?» картинки с изображениями
Воспитатель: обернитесь, посмотрите, чего не хватает у волка?
Дети: ушей, хвоста
Логопед: чьи это уши? Чей это хвост?
Дети: волчьи уши, волчий хвост. И т.д. (лиса, еж, медведь, белка, заяц)
7, 8 слайд «Где животные?»
Логопед: «Где спрятались животные?»
Дети: медведь за дубом, лиса на пне, ежик на пне, белка в дупле, белка около дерева.
9 слайд Молодцы!
Заключительная часть:
Итог занятия.
Воспитатель: — На этом наше занятие подошло к концу. Ребята, скажите, а где мы сегодня побывали? Что мы с вами делали лесу? В какие играли?
Логопед: — Ребята, вы такие молодцы, столько выполнили заданий. Были очень активные и внимательные. За ваш труд животные приготовила для вас подарки. Логопед и воспитатель дают детям подарочки (сладкие снежки). Под музыку дети уходят в группу.