Проект
«Елабуга — из прошлого в будущее.
Из серии «Жизнь замечательных людей. Н.А. Дурова»
Елизарова Татьяна Александровна,
воспитатель МБДОУ № 35,
г. Елабуга, Республика Татарстан
Хребту коня свой стан вверяя,
Свой пол меж ратников скрывая,
Ты держишь с ними трудный путь.
Кипит отвагой девы грудь…
И на коне наездник новый,
В руке сжав сабли рукоять,
Беллоны вид приняв суровый,
Летит на вражескую рать…
Актуальность и социально-экономическая значимость проекта:
Патриотизм как качество личности проявляется к любви к своему отечеству, преданности, готовности служить своей Родине. По В.И. Далю слово «патриот» означает «любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник и отчизник». В патриотизме заложена идея уважения и любви к своей Родине, соотечественникам.
Нам, педагогам, необходимо серьезно задуматься над тем, как возродить (именно возродить) потерявшую в последние годы актуальность – работу по формированию патриотических чувств детей, которые выражаются в соответствующих поступках и поведении – уважительном отношении к участникам ВОВ, участникам боевых действий в Афганистане, в Чечне, защитникам Отечества в современном обществе, героям труда, в стремлении быть похожими на них, оказывать им помощь. В этой связи особую значимость приобретает знакомство дошкольников с жизнью страны, родного города, его героями, полководцами.
Среди плеяды известных личностей, имена которых свято хранит история города, достойное место занимает имя Надежды Андреевны Дуровой — первой русской женщины-офицера, участницы Отечественной войны 1812 года и талантливой писательницы XIX века.
Патриотизм Дуровой выразился ярко в ее самоотверженном служении родине, презрении к опасности, в величии ее духа. «Священный долг к отечеству, — говорила она, — заставляет простого солдата бесстрашно встречать смерть, мужественно переносить страдания и покойно расставаться с жизнью».
Яркий пример мужества и братского воинства показали советские ребята в Афганистане. Для них Афганистан не просто географическое название. Для них Афганистан — рубеж, разделивший жизнь на две половины. Он стал школой боевого воспитания. Пройти все круги ада и не сломаться смогли лишь настоящие воины, сильные духом и телом
Патриотизм – это не доблесть и не профессия, это естественное человеческое чувство, это любовь в Родине, к ее культуре, к ее народу, ко всему тому, что впитано с молоком матери.
Обоснование выбора темы:
Известна истина: что заложено в человеке в начале жизни, то остается навсегда. В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России. К сожалению, дети плохо знают отечественную историю, у значительной части молодежи не развито чувство патриотизма и ответственности за своих близких, утрачивается понятие долга перед Родиной. Поэтому, считаю необходимым организовать целенаправленную работу по воспитанию чувства любви к Родине, уважения к армии, защитникам Отечества в дошкольном возрасте.
Мотивация выбора темы:
- Расположить на видном месте фотографии памятника кавалерист-девицы Н.А. Дуровой.
- Создать фотовыставку снимков мемориала памяти Великой Отечественной войны.
- Разместить фотографии памятника воинам-интернационалистам; фотографии Линара Тимергалеева, погибшего в Чечне в 2000 году — солдата, увековеченного в скульптуре.
- Приносить фотографии исторической достопримечательности нашего города, где побывали дети с родителями.
- Формулирование проблемных вопросов типа: «Что это за место? Кто запечатлен в этом памятнике?».
Возраст: от 5 до 7 лет.
Участники проекта: педагоги, дошкольники, родители, сотрудники музеев города.
Тип проекта:
- по методу: исследовательско – познавательный;
- по содержанию: «Ребенок – общество – культурно-исторические ценности»;
- открытый: в ДОУ и за его пределами;
- детско-взрослый: дошкольники, педагоги, родители, сотрудники музеев города;
- по времени исполнения: долгосрочный
Цель проекта: Формирование чувства патриотизма у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Познакомить с жизнью кавалерист-девицы Н.А. Дуровой, рассказать о том, что объединяет ее с людьми военных профессий, живущих в настоящее время;
- Сформировать у детей первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к ее изучению в будущем;
- Развивать и обогащать речь дошкольника, его эрудицию и интеллект, творческий потенциал и коммуникативные навыки;
- Воспитывать чувство гордости за своих предков и вызвать желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов;
- Организовать сотрудничество с родителями. Оказать поддержку и содействие семьям в воспитании у дошкольников патриотических чувств.
Формы реализации проекта:
- посещение уроков музейной педагогики
- целевые прогулки и экскурсии;
- наблюдения;
- рассказ, объяснение воспитателя в сочетании с показом и непосредственным наблюдением детей;
- беседы с детьми;
- использование современных информационных технологий, мультимедиа изданий, видеофильмов, презентаций;
- разучивание с детьми современных песен и стихотворений на патриотическую тему
- приобщение детей к отдельным, наиболее ярким и доступным детскому пониманию общественным событиям и социальным явлениям ( «День защитника Отечества», «День Победы», «День города» и т.д.).
Ожидаемые результаты:
- Сформировать у детей:
— начальные чувства патриотизма;
— интерес к изучению истории нашей Родины в будущем.
- Расширить представления:
— о Н.А.Дуровой — участницы Отечественной войны 1812 года
— о защитниках Отечества. О Российской армии, ее роли в защите Родины;
— о ветеранах Великой Отечественной войны, ветеранах боевых действий.
- Развить творческие способности и коммуникативные навыки
- Обогатить словарный запас за счет новой лексики;
- Развить физические качества: ловкость, быстрота, меткость и т.д.;
- Активизировать позицию родителей, как участников педагогического процесса детского сада, повысить их педагогическую культуру по вопросам патриотического воспитания.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап
Деятельность творческой группы:
- Анкетирование родителей. Выявление знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностях, о людях, прославивших наш город, в частности о первой женщине- офицере Н.А.Дуровой.
- Диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного города.
- Повышение компетентности педагогов по знанию истории родного города, анализ полученных результатов с целью выявления актуальности и востребованности знаний и представлений о знаменитых земляках.
- Подбор методической, научно-популярной, художественной литературы, наглядного и дидактического материала по данной теме.
- Составление плана работы над проектом.
- Создание предметно-развивающей среды в группе:
- Создание фотовыставки «Наши поездки в музей»
- Оформление уголка «Мой край», «Знаменитые люди города», «Кавалерист-девица Н.А.Дурова». Уголок должен содержать как различный дидактический материал для рассматривания детьми (альбомы, буклеты, наборы открыток и пр.), так и игровой (дидактические игры, настольно-печатные игры, конструкторские игры и пр.). Материал уголка должен постоянно пополняться, изменяться. Развивающая среда должна полностью соответствовать требованиям эстетики, гигиены, принципам построения.
- Подбор художественной литературы о Н.А.Дуровой.
- Изготовление дидактических игр по краеведческой тематике.
- Разработка цикла бесед и конспектов тематических занятий по ознакомлению Н.А.Дуровой.
Основной этап
Деятельность творческой группы:
- Проведение интегрированных занятий с детьми в соответствии с перспективным планом.
- Организация вечеров развлечений, викторин, КВН.
- Совместные мероприятия с семьями воспитанников.
- Мероприятия с педагогами МДОУ.
- Экскурсии по городу, в музеи города в рамках музейной педагогики.
- Пополнение развивающей среды.
- Выставки детских работ.
Заключительный этап
Деятельность творческой группы:
- Итоговое диагностирование детей.
- Повторное анкетирование родителей.
- Анкетирование педагогов.
- Распространение опыта работы.
- Издание методического пособия.
Обеспечение проекта:
Материально- техническое: проектор; экран; ноутбук; CD диски; телевизор; DVD проигрыватель.
Организационные условия: группа; музыкальный зал; спортивный зал; участок группы; территория детского сада; Музей-усадьба Н.А.Дуровой; Александровский парк, памятник Н.А.Дуровой, Мемориал памяти Великой Отечественной войны; памятник воинам-интернационалистам.
Оценка результатов проекта:
Итоговым результатом является диагностика, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, праздниках, других видах деятельности, желание прославить свой город в будущем.
Дети должны знать и называть:
- Знаменитых людей города и района, их вклад в историю города, государства;
- Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее.
- Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения с взрослыми
Более подробное содержание по работе над проектом и приложения можно посмотреть здесь:
Проект «Елабуга — из прошлого в будущее»