Из опыта работы
«Формирование основ безопасности жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания у старших дошкольников»
Васильева Светлана Александровна,
Воспитатель МБДОУ №1
г. Апатиты Мурманской обл.
Ни для кого не секрет, что в современном обществе родители вынуждены уделять больше внимания решению материальных проблем. И всё меньше у них остаётся времени на общение со своими детьми. Несмотря на это многие папы и мамы обеспокоены за безопасность детей. Особую тревогу испытывают родители самых незащищённых граждан – маленьких дошкольников. Родители, конечно, как могут, оберегают и защищают своего ребёнка от опасности. Но задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать детей, но и в том, чтобы подготовить их, к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.
Правовой основой формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности на современном этапе являются:
- Конвенция о правах ребенка.
- Закон Российской Федерации «Об образовании».
- Программа «Безопасность», Р.Б. Стеркина, Н.Н.Авдеева, О.Л. Князева, рекомендованная Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации к использованию в работе с дошкольниками.
Понятие безопасности жизнедеятельности в ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты: охрана жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.
Работая в соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ № 655 от 23 ноября 2009 года), решать содержание образовательной области «Безопасность» необходимо через интеграцию всех образовательных областей, организацию самостоятельной детской деятельности, создание предметно-развивающей образовательной среды и взаимодействие с семьями воспитанников.
Для системной работы по ОБЖ с дошкольниками в воспитательно-образовательном процессе я использую программу Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной «Безопасность», где дан материал, с помощью которого у детей появляется потребность следовать правилам поведения в экстремальных ситуациях. Она разработана на основе проекта государственного стандарта дошкольного образования, реализует шесть основных направлений:
- ребенок и другие люди;
- ребенок и природа;
- ребенок дома;
- здоровье ребенка;
- эмоциональное благополучие ребенка;
- ребенок на улицах города
и нацеливает на специальную работу по ознакомлению дошкольников с различными опасными ситуациями в их жизни и правилами безопасного поведения.
Цель моей работы в данном направлении – формирование у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:
— формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
— приобщать к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
— формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
В своей работе использую разнообразные формы работы с детьми по данной теме:
— комплексные занятия;
— беседы;
— ознакомление с художественной литературой; беседы по иллюстрациям, сюжетным картинам;
— развлечения, досуги;
— игры (словесные, дидактические, подвижные, ролевые);
— экскурсии по ДОУ, по территории сада, за пределы участка;
— наблюдения;
— эксперименты и опыты;
— игровые тренинги;
— моделирование заданных ситуаций.
Игры дают возможность:
- познакомить детей с источниками опасности, уточнить и систематизировать данные представления;
- учить различать потенциально опасные предметы;
- сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах безопасного поведения;
- познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.
Важным моментом освоения дошкольниками знаний и умений безопасного поведения считаю ситуативно-имитационное моделирование. Общение детей в игровых ситуациях, «проговаривание» правил поведения, имитация действий с потенциально опасными предметами дают возможность формировать опыт безопасности.
Работу по формированию основ безопасности у детей провожу, охватывая все виды детской деятельности, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность, реализовывал в играх, закреплял знания и умения на прогулке, ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной повседневной жизни, на практике за пределами дошкольного учреждения.
С целью обеспечения преемственности между детским садом и семьей по вопросу воспитания основ безопасности жизнедеятельности собираюсь активно привлекаю родителей к участию в педагогическом процессе, через:
— совместные рисунки, поделки для выставки;
— совместные рисунки для альбомов;
— помощь в изготовлении атрибутов для игр;
— совместные развлечения и досуги;
— совместные прогулки;
— родительские собрания;
— индивидуальные консультации по запросам родителей;
— оформление стендов и родительских уголков;
Результаты этой работы по направлению безопасной жизнедеятельности и формированию экологического сознания у старших дошкольников должны отразиться в:
Овладение детьми нормами и правилами безопасного поведения.
Формирование у детей наблюдательности и любознательности.
Развитие у дошкольников самостоятельности и ответственности.
Воспитание чувства защищенности со стороны взрослых.
Умение дошкольников быстро, адекватно и осознанно реагировать на опасную ситуацию.
Повышение компетентности родителей в вопросах обучения детей правилам безопасного поведения.