Warning: Use of undefined constant ddsg_language - assumed 'ddsg_language' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/detstvogid/domains/detstvogid.ru/public_html/wp-content/plugins/sitemap-generator/sitemap-generator.php on line 45
Интегративный подход к организации занятий по развитию речи посредством реализации содержания музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей!» | ДЕТСТВО-ГИД

Интегративный подход к организации занятий по развитию речи посредством реализации содержания музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей!»

Из опыта работы

«Интегративный подход к организации занятий по развитию речи посредством реализации содержания музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей!»

Скульбеда Екатерина Сергеевна,

воспитатель МБДОУ №7,

 г. Мурманск

Развитие речи в дошкольном возрасте является процессом многоаспектным по своей природе. Обучение родному языку ограничено связано с возможностью и необходимостью решения задач умственного, нравственного, художественно – эстетического и других направлений развития ребенка на уровне основных задач программы и логики освоения ее содержания.

Задачи психолого – педагогической работы по формированию речевых способностей решаются интегрировано, в ходе освоения всех образовательных областей, отражая специфику каждой области. «Благодаря тому, что отражение действительности приобретает словесную форму, — пишет А. П. Леонтьев, — и, следовательно, его содержание выступает в объективных явлениях – явлениях языка, ребенок не только получает впечатления от воздействующих на него предметов и явлений, но и приобретает возможность, словесно называя предметы и явления, отдавать себе отчет в содержании своих впечатлений».

Интегрированный занятия проводятся в форме игр – путешествий, занятий – диалогов, занятий на экспозиции музея, экскурсий в картинную галерею, виртуальных путешествий, игр – экспериментирований с использованием игровых персонажей, проблемных ситуаций, занимательных упражнений и т.д.

Основными методами и приемами работы с детьми на интегрированных занятиях по развитию речи и ознакомлению с музейной коммуникацией являются:

  1. Рассматривание произведений изобразительного искусства или эстетического объекта, чтение художественной литературы об этом объекте.
  2. Образное описание произведения; беседа об используемых автором средствах выразительности и художественном образе.
  3. Метод диалога, направленный на активизацию восприятия и формирования способности к рассматриванию художественного образа.
  4. Упражнения, направленные на приобретение опыта совместного эмоционально – эстетического восприятия и развития эстетических способностей.
  5. Игровые приемы (дидактические и развивающие игры, сюжетно – ролевые игры)
  6. Организация продуктивной деятельности с использованием традиционных и нетрадиционных изобразительных техник.

Следовательно, занятие, построенное на взаимодополнении и взаимопроникновении содержания образовательной области «Коммуникация» и музейно – педагогической программы «Здравствуй, музей»!, позволяет гармонично включать музейную среду (экспонаты, экспозиции, выставки, картинные галереи и пр.) в процесс развития всех компонентов устной речи дошкольников.

Для интегрированных занятий, включающих в комплексе задачи речевого развития и ознакомления с музейной коммуникацией, характерна смешенная структура, позволяющая маневрировать при организации занятия, «погружая» ребенка в музейную среду.

  1. Вводная часть. Цель этапа – привлечь внимание детей, активизировать интерес к познанию музейного экспоната или экспозиции. В процессе общения по поводу увиденного речь детей обогащается выразительными средствами, проводится работа по обучению умению строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения разных типов. При этом используются разнообразные методические приемы: вопросы к детям, сравнительный анализ, сопоставления, проблемные вопросы, проблемные ситуации, моделирование, логические задачи, эйдетика и элементы ТРИЗ.
  2. Основная задача. Цель – создание целостного образа музейного экспоната, объекта средствами художественной литературы и музейной коммуникации). Целесообразно использовать приемы работы, направленные на развитие образного мышления, овладение значением слов, закрепление употребления формируемых слов:

— словарь – помощник позволяет детям расширять словарный запас;

— словесные игры, потешки, занимательный материал для речевого и умственного развития детей;

— разнообразны речевые дидактические игры для знакомства с культурно – речевыми эталонами, направленные на активизацию словаря.

Физкультминутка подбирается по теме занятия; организуется в форме подвижной игры, импровизации стихотворного текста, координации речи и движений.

  • Заключительная часть. Цель: проявление инициативы, творчества, самостоятельности детей в отражении впечатлений в продуктивной деятельности; подведение итогов занятия.

Таким образом, использование интеграции разных видов искусств и речевой деятельности позволяет подводить детей к целостному осмысленному восприятию конкретных явлений, событий, гаммы чувств. Высокая познавательная активность и интерес к языковой действительности способствуют овладению богатством языка и формированию речевой деятельности. Взаимодействие «красоты» и «слова» приобщает к культуре, помогает осознавать окружающий мир реальных вещей и явлений в существующих связях и отношениях.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.