Конспект образовательной деятельности
«К нам весна пришла»
для детей старшей группы
Новикова Марина Александровна,
воспитатель МБДОУ № 7,
г. Мурманск
Программные задачи:
- Обучающие:
Расширять знания детей о сезонных изменениях в природе ранней весной.
Формировать образную речь, грамматический строй речи
Закреплять умения подбирать образные выражения.
Побуждать отвечать на вопросы, высказывать свои суждения.
- Развивающие:
Развивать творческие способности индивидуального образа весенней картины.
Развивать общие речевые навыки.
Развивать у детей умение точно и полно отвечать на поставленные вопросы.
- Воспитательные:
Воспитывать умение выслушивать ответы товарищей.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Материал: глобус, настольная лампа, иллюстрации с изображением весны, карточки – настроения, карточки — рисунки с изображением времен года, кассета с записью произведения о весне П. И. Чайковского «Подснежник».
Предварительная работа: наблюдение за природой, беседы с детьми о планетах, глобусе, чтение и заучивание стихов о весне, рассматривание картин о весне, о космосе, планетах. Аппликация – приклеивание сугроба (обрывная техника).
Ход занятия:
Ребята, посмотрите внимательно на картинки, которые я приготовила для вас, и постарайтесь ответить: о каком времени года мы с вами сегодня поговорим?
Как вы думаете, почему наступает весна?
Сейчас мы посмотрим, как это происходит.
Вот глобус – это маленькая модель нашей планеты. Сейчас мы найдем нашу страну. В какой стране мы живем? Ответы.
Это лампа – она будет сегодня изображать солнце.
Земля вращается вокруг солнца против часовой стрелки. Мы будем передвигать глобус, и посмотрим, как солнце обогревает землю в разных положениях. Смотрите, большая часть Северного полушария находится в тени. Как вы думаете, много света и тепла в это время получает то место на Земле, где находится наша страна? (нет).
Тогда какое это время года?
Теперь передвинем глобус в другое положение. Освещение Земли изменилось?
Земля стала получать больше света и тепла. Температура повысилась. Какое время года наступило? (весна).
Сделаем вывод: (ответы) весна наступает, потому что на Землю падает больше солнечных лучей.
Я думаю, вы уже многое о весне знаете, потому рассказывать о ней вы будете сами. Но прежде скажите:
После, какого времени года наступает весна?
Сколько месяцев у весны?
Какие весенние месяцы вы знаете?
Сейчас какой месяц?
Молодцы! А сейчас мы разделимся на 2 группы. Перед вами на столах лежат карточки, выберите те, на которых изображены весенние признаки и явления, и объясните, почему вы их выбрали.
Ответы.
Молодцы, ребята садитесь за столы.
Вы много о весне знаете. А вот послушайте, как о весне рассказывает поэт В. Белозеров:
Плакала Снегурочка, зиму провожая,
Шла за ней печальная, всем в лесу чужая.
Там, где шла и плакала, трогая березы,
Выросли подснежники – снегурочкины слезы.
Какие ласковы слова подобрал поэт! А вы знаете ласковые слова?
Тогда давайте мы с вами поиграем.
Дидактическая игра «Слова»
Я буду называть слова, а вы подберете к ним уменьшительно-ласкательные. Например: лес – лесочек, окно – окошечко и т.д. Начнем:
Чашка, береза, стул, стол, кукла, бумага, ладонь, кошка, утка, книга и т.д.
А вот еще одна игра, я проверю опять ваши знания о весне.
Дидактическая игра: «Загадки»
- Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает?
- Зимой в поле лежал, весной в реку побежал? (снег)
- Один костер всех согревает? (солнце)
- Зимнее стекло весной потекло? (лед)
- К маме речке бегу и молчать не могу,
Я ее сын родной, а родился весной? (ручей)
- Висит за окошком кулек ледяной,
Он полон капели и пахнет весной? (сосулька)
- На ветках плотные комочки,
В них дремлют клейкие листочки? (почки)
- На откосе, на лугу, босиком на снегу,
Первые цветочки – желтые глазочки? (мать и мачеха)
- Из под снега расцветает, раньше всех весну встречает? (подснежник).
Молодцы! А сейчас мы немножко разомнемся. Встаньте возле своих мест и повторяйте со мной:
Станем мы рисовать,
Трудно будет не устать,
Мы немножко отдохнем,
Рисовать уже начнем!
Садитесь ребята. Сейчас мы с вами превратимся в художников и постараемся очень красиво нарисовать «Снегурочкины слезы» — что это, кто запомнил? Правильно подснежники. А рисовать мы будем не кисточкой, а волшебными палочками.
На прошлом занятии мы подготовили листочки. Вспомните, что это?
Откуда у нас вырастает цветочек? Какие цвета мы будем использовать для цветка? А что мы нарисуем желтым цветом?
Ребята приступайте к работе, а поможет вам музыка.
Дети рисуют.
Какие замечательные картинки у вас получились.
Вам помогла музыка? А о чем эта композиция?
А сейчас ребята выберите свои карточки настроения. Какое оно у вас сейчас? Спасибо за ваши старания!