Мобильный музей в чемодан

Познавательный проект

«Мобильный музей в чемодане»

Калмыкова Валентина Васильевна,

воспитатель МБДОУ г. Мурманска №13

Период реализации: январь – апрель (4 месяца).

Возрастная категория: 4 — 7 лет.

Тип проекта: познавательно-развивающий.

Участники: дети разновозрастной группы, педагогический коллектив группы, родители.

Пояснительная записка

Актуальность и значимость темы:

Дети дошкольного возраста имеют огромный потенциал для обучения и восприятия новой информации. Интеграция в их образовательные программы метода проектов, рассматривающего культуру и жизнь саамов и поморов, коренных народов региона проживания, позволит им не только расширить свои знания, но и развить уважение к разнообразию культур и народов.

Саамы и поморы — это народы, проживающие в северных регионах, богатых культурным наследием и историческими традициями. Включение регионального компонента в образовательный процесс дошкольников предоставляет им уникальную возможность узнать о разнообразии культур и обогатить свои знания о мире.

Внедрение элементов краеведения и изучение культуры, традиций и истории саамов и поморов помогает дошкольникам развить чувство патриотизма к своей стране и укреплять гордость за национальное наследие. Дети воспринимают информацию на уровне игры, что делает процесс обучения увлекательным и интересным.

Знакомство с традициями и культурной наследием малых народов Севера также позволяет детям помимо развития патриотического чувства, создать у них уважение и толерантность к различиям и культурному многообразию. В ходе проекта они будут осознавать, что каждая национальность имеет свои уникальные черты и ценности, которые следует уважать.

Кроме того, изучение истории и культуры саамов и поморов придает детям возможность развить свои познавательные способности. Они будут изучать новые термины, осваивать новые факты и информацию, а также развивать навыки исследователей и аналитиков. Это поможет им формировать основы критического мышления и познания мира.

Таким образом, данный проект является чрезвычайно актуальным и значимым. Он не только помогает формировать патриотическое чувство и гордость за свою страну, но и развивает уважение к разнообразию культур и способствует развитию когнитивных навыков у детей.

Особенность проекта:

В самом сердце Крайнего Севера, там, где ледяные ветра и суровый холод становятся повседневностью, существует удивительный мир культуры саамов и поморов. Эта земля, полная непостижимой красоты и богатства, хранит в себе богатый наследие и традиции, которые передаются из поколения в поколение. Мы решили собрать в маленьком мобильном музее — чемодане все сокровища, истории и уникальные предметы этих культур.

В нашем мобильном музее уже есть такие экспонаты как саамский бубен, рога оленя, саамские сказки, кроссворды, северные животные и птицы, саамские наряды в буклетах, саамское рукоделие, куколки и олени. Конечно, это не предел, и музей продолжает пополняться.

Мы убеждены, что наш мобильный музей не только поможет сохранить наследие этих уникальных культур, но и пробудит у детей интерес к исследованию и расширению знаний об этих культурах.

Проблема:

Дети сегодняшнего поколения имеют огромные возможности для получения знаний, однако, часто они не проявляют интерес к их получению. Так произошло и в случае со знаниями о культуре коренных народов севера — саамов и поморов. Это является серьезной проблемой, поскольку знакомство с традициями, историей и наследием этих народов может приносить много пользы детям, расширяя горизонты их знаний и помогая развиваться в толерантных и культурно богатых индивидуумов.

Цель: расширение уровня знаний детей о многонациональности России, о народах крайнего севера — саамах и поморах.

Задачи:

Обучающие:

  • расширять образовательные горизонты и навыки у детей;
  • расширять знания об истории и культуре малых народов севера саамов и поморов;
  • расширить знания детей о многообразии народов, проживающих на территории России;
  • познакомить детей с народным фольклором, сказкам, народными играми;
  •  ознакомить с традициями, обычаями и языком народов севера саамов и поморов.

Развивающие:

  • развивать толерантность и взаимно-уважительное отношение к другим народам
  • развивать у детей такие качества как понимание и уважение культурного многообразия;

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к Родине и уважения к своей культуре;
  • воспитывать уважение к жителям крайнего севера, их культуре и традициям.

Предполагаемые результаты:

Дети узнают о многонациональности России. Познакомятся с народами крайнего севера — поморами и саамами, их культурой и традиций. Будут с уважением и любовью относится к Родине.

Предполагаемые риски проекта:

  • нежелание родителей принимать участие в проекте;
  • нехватка информации о народах крайнего севера саамах и поморах предназначенной для детей;
  •  отсутствие заинтересованности детей в познании культуры жизни северного народа.

Перспективный план проекта

1. Подготовительный этап:

  • Выявление знаний детей о России и ее народах.
  • Анализ информационных ресурсов, опыта коллег.
  • Формулировка цели и задач.
  • Планирование деятельности с детьми и родителями.
  • Подготовка необходимого оборудования, оснащение РППС:

— подбор национальных игр народов крайнего севера;

— оформление родительского центра по теме проекта;

— подбор видеоматериала о народах крайнего севера;

— разработка интерактивных игр, мультимедиальных презентаций, занятий, бесед по патриотическому воспитанию;

— пополнение центра патриотического воспитания альбомами с фотографиями, картотеками игр нардов крайнего севера.

2. Основной этап:

Раздел «Организация работы с детьми»

Вид деятельностиСрок
Интерактивная игра «Родина моя – Россия». Беседа «Патриот – кто это?». ООД по познавательному развитию с использованием ИКТ «Вот она – наша многонациональная страна». Динамическая игра «Герб России». Принятие решения о зарождении музея. Сбор экспонатов. Рассматривание иллюстраций: быт поморов и саамов.Январь  
ООД по познавательному развитию «Знакомство с жителями крайнего севера — саами». Просмотр видеорепортажа «Как живут Саамы в России и мире. Быт. Одежда. История. Факты». Подвижные игры «Важенка и оленята», «Оленьи упряжки», «Сокол и лиса». ООД по рисованию «Саамские узоры». Чтение саамских сказок. Рассматривание иллюстраций: национальные костюмы поморов и саамов.Февраль  
ООД по познавательному развитию «Поморы». Просмотр видео репортажа «Настоящий русский народ. Поморы». ООД по лепке «Баран – золотые рога». Подвижные игры «Солнце», «Горелки с платочками». Творческая деятельность: изготовление карточек для экспонатов. Дополнение qr – кодами. Физкультурный досуг «В гости в саамскую деревню». Чтение саамских сказок.Март  
Просмотр презентации «Музей – это интересно». Экскурсии в краеведческий музей. Развлечение «Поморские посиделки». Хороводные игры: «Заплетайся плетень», «Дударь». Творческая деятельность: рисование саамского костюма. Слушание саамский мелодий. Чтение саамских сказок.Апрель  

Раздел «Организация работы с родителями»

Вид деятельностиСрок
Попросить родителей помочь в сборе экспонатов для музеяЯнварь
Папка – передвижка «Как воспитать маленького патриота своей страны».Февраль
Консультация для родителей «Роль семьи в изучении краеведения в ДОУ».Март
Мастер-класс для родителей и детей «Делаем оберег народов края Саамцев, проживающих на Крайнем Севере».Апрель

3. Заключительный этап:

  • Презентация продуктов: мобильный музей в чемодане, выставка детского творчества «Саамские узоры», «Баран – золотые рога».
  • Проведение итогового мероприятия: Мастер-класс для родителей и детей «Делаем оберег народов края Саамцев, проживающих на Крайнем Севере».
  • Подведение итогов.
  • Самоанализ результатов, составление планов на будущее.

Список информационных ресурсов

Научно – методическая литература:

  1. Ветохина А. Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий Метод. пос. для педагогов/ А. Я. Ветохина, З. С. Дмитренко, Е. Н. Жигналь. — СПб.: Детство-Пресс, 2021.- 192с.
  2. Зеленова Н.Г. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников / Н.Г. 2. Зеленова, Л.Е. Осипова. — М.: Скрипторий, 2022. – 96 с.
  3. Лаврова Л.Н. Экология и краеведение в проектной деятельности с дошкольниками: методическое пособие/ Л.Н. Лаврова, И.В. Чеботарёва. — М.: Мозаичный парк, 2019. — 112с.
  4. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2023.

Электронные ресурсы: —

  1. Видеорепортаж «Настоящий русский народ. Поморы». – URL: https://yandex.ru/video/preview/6446199145801056767
  2. Видео репортаж «Как живут Саамы в России и мире.  Быт.  Одежда.  История | Факты». – URL: https://yandex.ru/video/preview/5538750834788866825
  3. Саамские сказки. – URL:  https://vk.com/music/playlist/-34103835_2
Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.