Познавательный проект
«Мобильный музей в чемодане»
Калмыкова Валентина Васильевна,
воспитатель МБДОУ г. Мурманска №13
Период реализации: январь – апрель (4 месяца).
Возрастная категория: 4 — 7 лет.
Тип проекта: познавательно-развивающий.
Участники: дети разновозрастной группы, педагогический коллектив группы, родители.
Пояснительная записка
Актуальность и значимость темы:
Дети дошкольного возраста имеют огромный потенциал для обучения и восприятия новой информации. Интеграция в их образовательные программы метода проектов, рассматривающего культуру и жизнь саамов и поморов, коренных народов региона проживания, позволит им не только расширить свои знания, но и развить уважение к разнообразию культур и народов.
Саамы и поморы — это народы, проживающие в северных регионах, богатых культурным наследием и историческими традициями. Включение регионального компонента в образовательный процесс дошкольников предоставляет им уникальную возможность узнать о разнообразии культур и обогатить свои знания о мире.
Внедрение элементов краеведения и изучение культуры, традиций и истории саамов и поморов помогает дошкольникам развить чувство патриотизма к своей стране и укреплять гордость за национальное наследие. Дети воспринимают информацию на уровне игры, что делает процесс обучения увлекательным и интересным.
Знакомство с традициями и культурной наследием малых народов Севера также позволяет детям помимо развития патриотического чувства, создать у них уважение и толерантность к различиям и культурному многообразию. В ходе проекта они будут осознавать, что каждая национальность имеет свои уникальные черты и ценности, которые следует уважать.
Кроме того, изучение истории и культуры саамов и поморов придает детям возможность развить свои познавательные способности. Они будут изучать новые термины, осваивать новые факты и информацию, а также развивать навыки исследователей и аналитиков. Это поможет им формировать основы критического мышления и познания мира.
Таким образом, данный проект является чрезвычайно актуальным и значимым. Он не только помогает формировать патриотическое чувство и гордость за свою страну, но и развивает уважение к разнообразию культур и способствует развитию когнитивных навыков у детей.
Особенность проекта:
В самом сердце Крайнего Севера, там, где ледяные ветра и суровый холод становятся повседневностью, существует удивительный мир культуры саамов и поморов. Эта земля, полная непостижимой красоты и богатства, хранит в себе богатый наследие и традиции, которые передаются из поколения в поколение. Мы решили собрать в маленьком мобильном музее — чемодане все сокровища, истории и уникальные предметы этих культур.
В нашем мобильном музее уже есть такие экспонаты как саамский бубен, рога оленя, саамские сказки, кроссворды, северные животные и птицы, саамские наряды в буклетах, саамское рукоделие, куколки и олени. Конечно, это не предел, и музей продолжает пополняться.
Мы убеждены, что наш мобильный музей не только поможет сохранить наследие этих уникальных культур, но и пробудит у детей интерес к исследованию и расширению знаний об этих культурах.
Проблема:
Дети сегодняшнего поколения имеют огромные возможности для получения знаний, однако, часто они не проявляют интерес к их получению. Так произошло и в случае со знаниями о культуре коренных народов севера — саамов и поморов. Это является серьезной проблемой, поскольку знакомство с традициями, историей и наследием этих народов может приносить много пользы детям, расширяя горизонты их знаний и помогая развиваться в толерантных и культурно богатых индивидуумов.
Цель: расширение уровня знаний детей о многонациональности России, о народах крайнего севера — саамах и поморах.
Задачи:
Обучающие:
- расширять образовательные горизонты и навыки у детей;
- расширять знания об истории и культуре малых народов севера саамов и поморов;
- расширить знания детей о многообразии народов, проживающих на территории России;
- познакомить детей с народным фольклором, сказкам, народными играми;
- ознакомить с традициями, обычаями и языком народов севера саамов и поморов.
Развивающие:
- развивать толерантность и взаимно-уважительное отношение к другим народам
- развивать у детей такие качества как понимание и уважение культурного многообразия;
Воспитательные:
- воспитывать любовь к Родине и уважения к своей культуре;
- воспитывать уважение к жителям крайнего севера, их культуре и традициям.
Предполагаемые результаты:
Дети узнают о многонациональности России. Познакомятся с народами крайнего севера — поморами и саамами, их культурой и традиций. Будут с уважением и любовью относится к Родине.
Предполагаемые риски проекта:
- нежелание родителей принимать участие в проекте;
- нехватка информации о народах крайнего севера саамах и поморах предназначенной для детей;
- отсутствие заинтересованности детей в познании культуры жизни северного народа.
Перспективный план проекта
1. Подготовительный этап:
- Выявление знаний детей о России и ее народах.
- Анализ информационных ресурсов, опыта коллег.
- Формулировка цели и задач.
- Планирование деятельности с детьми и родителями.
- Подготовка необходимого оборудования, оснащение РППС:
— подбор национальных игр народов крайнего севера;
— оформление родительского центра по теме проекта;
— подбор видеоматериала о народах крайнего севера;
— разработка интерактивных игр, мультимедиальных презентаций, занятий, бесед по патриотическому воспитанию;
— пополнение центра патриотического воспитания альбомами с фотографиями, картотеками игр нардов крайнего севера.
2. Основной этап:
Раздел «Организация работы с детьми»
Вид деятельности | Срок |
Интерактивная игра «Родина моя – Россия». Беседа «Патриот – кто это?». ООД по познавательному развитию с использованием ИКТ «Вот она – наша многонациональная страна». Динамическая игра «Герб России». Принятие решения о зарождении музея. Сбор экспонатов. Рассматривание иллюстраций: быт поморов и саамов. | Январь |
ООД по познавательному развитию «Знакомство с жителями крайнего севера — саами». Просмотр видеорепортажа «Как живут Саамы в России и мире. Быт. Одежда. История. Факты». Подвижные игры «Важенка и оленята», «Оленьи упряжки», «Сокол и лиса». ООД по рисованию «Саамские узоры». Чтение саамских сказок. Рассматривание иллюстраций: национальные костюмы поморов и саамов. | Февраль |
ООД по познавательному развитию «Поморы». Просмотр видео репортажа «Настоящий русский народ. Поморы». ООД по лепке «Баран – золотые рога». Подвижные игры «Солнце», «Горелки с платочками». Творческая деятельность: изготовление карточек для экспонатов. Дополнение qr – кодами. Физкультурный досуг «В гости в саамскую деревню». Чтение саамских сказок. | Март |
Просмотр презентации «Музей – это интересно». Экскурсии в краеведческий музей. Развлечение «Поморские посиделки». Хороводные игры: «Заплетайся плетень», «Дударь». Творческая деятельность: рисование саамского костюма. Слушание саамский мелодий. Чтение саамских сказок. | Апрель |
Раздел «Организация работы с родителями»
Вид деятельности | Срок |
Попросить родителей помочь в сборе экспонатов для музея | Январь |
Папка – передвижка «Как воспитать маленького патриота своей страны». | Февраль |
Консультация для родителей «Роль семьи в изучении краеведения в ДОУ». | Март |
Мастер-класс для родителей и детей «Делаем оберег народов края Саамцев, проживающих на Крайнем Севере». | Апрель |
3. Заключительный этап:
- Презентация продуктов: мобильный музей в чемодане, выставка детского творчества «Саамские узоры», «Баран – золотые рога».
- Проведение итогового мероприятия: Мастер-класс для родителей и детей «Делаем оберег народов края Саамцев, проживающих на Крайнем Севере».
- Подведение итогов.
- Самоанализ результатов, составление планов на будущее.
Список информационных ресурсов
Научно – методическая литература:
- Ветохина А. Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий Метод. пос. для педагогов/ А. Я. Ветохина, З. С. Дмитренко, Е. Н. Жигналь. — СПб.: Детство-Пресс, 2021.- 192с.
- Зеленова Н.Г. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников / Н.Г. 2. Зеленова, Л.Е. Осипова. — М.: Скрипторий, 2022. – 96 с.
- Лаврова Л.Н. Экология и краеведение в проектной деятельности с дошкольниками: методическое пособие/ Л.Н. Лаврова, И.В. Чеботарёва. — М.: Мозаичный парк, 2019. — 112с.
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2023.
Электронные ресурсы: —
- Видеорепортаж «Настоящий русский народ. Поморы». – URL: https://yandex.ru/video/preview/6446199145801056767
- Видео репортаж «Как живут Саамы в России и мире. Быт. Одежда. История | Факты». – URL: https://yandex.ru/video/preview/5538750834788866825
- Саамские сказки. – URL: https://vk.com/music/playlist/-34103835_2