Исследовательский проект
«Обь-Матушка»
Шумилина Дарья Сергеевна,
Германкова Марина Васильевна,
воспитатели МКДОУ № 165,
г. Новосибирск
Тип проекта – познавательно-творческий.
Продолжительность – 1 месяц.
Участники проекта – дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Актуальность:
Мы знакомим дошкольников с нашей малой Родиной – городом на реке Обь Новосибирском. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, народ помогут детям правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений. Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематическом участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников. Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, с историко-культурными, национальными и географическими особенностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город, ГЭС.
Проблема:
Взрослые, даже коренные жители, имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине. Педагоги ДОУ также имеют поверхностные знания о Новосибирске, отсутствует система по ознакомлению с родным городом в детском саду. Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.
Цель проекта: Обогатить дошкольников знаниями о своей малой Родине.
Задачи: Закреплять знания о значении реки для нашего города. Познакомить с поэтическим образом реки Обь. Привлечь родителей к совместной деятельности с детьми. Воспитывать бережное отношение к природе.
Предполагаемый результат:
1. Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях, географических особенностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
2. Повышение родительской компетентности по представленной проблеме. Участие семей воспитанников в образовательном процессе.
3. Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
Этапы проекта
1 этап. Выбор темы:
Придя после выходных дней в детский сад, Саша Константинов рассказал, что ему подарили на день рождения аквариум с золотой рыбкой. Дети очень заинтересовались его рассказом и у них возникло много вопросов. Одним из них был: «А живут ли в нашей речке такие рыбки?». Таким образом, выяснилось, что у детей недостаточно сформированы знания о реке Обь, протекающей в нашем городе Новосибирске.
Что мы уже знаем:
— что в городе Новосибирске есть река,
— она называется Обь,
— по ней плавают корабли, лодки, катера.
— что в воде есть рыба.
Что еще хотим узнать:
— как она появилась (история возникновения реки),
— какие рыбы живут в Оби,
— кто еще обитает в реке.
— для чего нужна река в городе (значение реки для Новосибирска).
— кто работает на речке (профессии, связанные с рекой).
Как найти ответы на поставленные вопросы:
— из телепередач,
— посмотреть видеофильмы,
— из книг и энциклопедий,
— спросить у взрослых,
— из интернета.
— организовать поход, экскурсию.
2. Сбор информации:
— изготовление альбома «Обитатели реки Обь»;
— беседы на темы: «История возникновения реки Обь», «Мой город на реке»;
— знакомство с произведениями, посвященными Оби;
— изготовление альбома «Река Обь в нашей жизни»;
— изготовление фотоальбома «Обь в разные времена года»;
— изготовление макетов «ГЭС», «Рыболовство реки Обь», Бугринский мост;
— дидактические игры «Кто в реке живёт?», «Что изменилось?», «Четвёртый лишний»;
— просмотр видеофильма «Новосибирская ГЭС, перекрытие реки Оби»;
— экскурсия на побережье реки Обь.
3. Заключительный этап:
— выставка рисунков «Моя река»;
— презентация мини-проектов.