Конспект занятия
«Огонь — друг, огонь — враг»
для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения с применением кейс-технологии
Тюкалова Нурия Наримановна,
воспитатель МБДОУ г. Мурманска № 82
Программные задачи
Образовательные:
— уточнить, углубить и систематизировать знания детей о пользе и вреде огня, правилах пожарной безопасности и правилах поведения при возникновении пожара;
— формировать практические навыки действий в случае пожара;
— совершенствовать умение делать элементарные выводы и умозаключения.
Развивающие:
— развивать логическое мышление, сообразительность, инициативу при решении проблемных ситуаций;
— развивать творческие способности представлять события по описанию;
— способствовать развитию самостоятельности при анализе различных действий и поступков;
Воспитательные:
— воспитывать желание соблюдать всегда и везде правила пожарной безопасности;
— воспитывать уважение к профессии пожарных.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы: С.Я. Маршак «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое»; К. Чуковский «Путаница»; А.Н. Толстой «Пожарные собаки».
Заучивание стихотворений, пословиц и поговорок. Экскурсия в пожарную часть.
Изобразительная деятельность по теме пожарной безопасности;
Ход занятия:
Дети прослушивают с закрытыми глазами отрывок спокойной инструментальной пьесы (1 мин.) (П.И. Чайковский. «У камелька»).
-Ребята, что вам представилось, пока вы слушали это музыкальное произведение? (Дети рассказывают о своих представлениях.)
-А мне, представился тихий вечер. По комнате медленно расползается темнота, а на столе… Отгадайте загадку: таять может, да не лед. Не фонарь, а свет дает (свеча). Вношу свечу.
-Да, это свеча.
Дети садятся вокруг свечи на безопасном отдалении и наблюдают за огоньком.)
-Что вы ощущаете сейчас? Что чувствуете?
-Какого цвета огонёк? (желтый, оранжевый, синий)
-Как по-другому можно назвать огонь? (пламя)
-Можно ли определить форму пламени?
-Почему так говорят: языки пламени? Огонь лижет дрова?
— А если поднести к огню ладонь, что вы почувствуете? (Он жжётся!)
-Огонь — хорошо это или плохо? Игра «Огонь друг, огонь враг».
-Когда огонь – это хорошо? (ответы детей):
• Тепло, можно согреться.
• Красиво. Приятно смотреть.
• Можно приготовить пищу: дома на плите, шашлыки, пищу в походе.
• Огонь освещает в темноте.
• Когда что-то сгорит, образуется зола – удобрение.
• Сгорит старый дом, и на его месте построят новый.
• Уничтожает микробы, можно дезинфицировать медицинские инструменты.
А когда – плохо? (ответы детей):
• Можно получить ожог.
• Если оставить надолго пищу на огне, она сгорит.
• Дом сгорит – негде будет жить.
• При горении выделяется удушающий дым и сгорает кислород, который нужен для дыхания.
• Коптится посуда.
-Где живёт огонь? (Ответы детей: спички, зажигалка, молния, вулкан…)
-Давайте обратимся к истории.
-Раньше люди не умели добывать огонь. Они его видели во время грозы, лесных пожаров, извержений вулканов и боялись его.
Постепенно наши древние предки узнали немало секретов добывания огня. Они считали его живым существом, «приручали» огонь, поселяя его в своих пещерах. Огонь спасал от холода, помогал в борьбе со страшными
хищниками. На огне человек научился готовить пищу.
Проходили годы и века. Постепенно люди узнавали огонь лучше и лучше, но другом, помощником он быть не перестал. А теперь, я расскажу вам историю из современной жизни.
-Одна девочка собралась в поход… Рассматривание предметов из походного рюкзака. – Что забыла взять с собой девочка в поход.
-Как можно попытаться добыть огонь в природных условиях?
-Как и в древности, огонь согревает нас, помогает людям готовить пищу?
На хлебозаводе в печах пекут хлеб. На кирпичном заводе в печах обжигают кирпичи, из которых строят дома.
Для изготовления стекла тоже нужен огонь.
А в мартеновских печах огонь варит сталь. Из нее делают трубы и станки, автомобили и самолеты… Между прочим, автомобили и самолеты движутся тоже с помощью огня. Ведь в двигателях сгорает топливо. А горение — это жизнь огня. Топливо сгорает и в топках электростанций. Здесь рождается электрический ток.
-Я очень люблю, когда горят свечи, представьте, что в городе отключили электричество и остались бы гореть вместо лампочек одни свечи, хорошо это или плохо.
-Электричество освещает наши дома и улицы, по его линиям движутся троллейбусы и трамваи, им «питаются» и работающие в наших квартирах телевизоры, пылесосы, холодильники, утюги, многие другие промышленные и бытовые приборы.
-Взлетает ракета, поднимая на орбиту космический корабль. Что движет ее? Сила огня! Заглядывает утром в окошко ласковый солнечный лучик. Что такое солнце? Это тоже огонь. Оно — огромный раскаленный шар, в котором сгорают газы, в основном водород, неся нам тепло и свет. Без этого огня не было бы жизни на
нашей планете.
-Что было бы, если бы человек так и не научился управлять огнём? (Не научился бы делать много полезных дел).
— Вы уже поняли, что сила друга-огня большая-пребольшая! Но если с этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь может стать страшным, коварным врагом.
Проводятся опыты со свечой. Показываю детям, как быстро загораются предметы из разных материалов: полоска бумаги, кусок ваты, деревянная палочка, монеты. Вывод: опыт показывает, что быстрее всего загорается вата и бумага. Дерево тоже горит. Металлические предметы не горят, но представляют опасность при сильном нагревании (можно обжечься).
-А, что может случиться, когда огонь вырывается из-под контроля. (ответы детей) – Какие правила необходимо соблюдать, чтобы не случился пожар.
Работа с плакатом по ППБ.
-От чего может возникнуть пожар? (Пожар может возникнуть и от телевизора, утюга и других электроприборов, включенных в электрическую сеть и оставленных без присмотра.
Нельзя шалить с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями: бензином, ацетоном, лаками, красками – они очень огнеопасны.)
Нужно всегда осторожно обращаться с огнем, газом, электричеством, внимательно присматривать за младшими братишками и сестренками, за всеми малышами. Ведь очень большое количество пожаров связано с
детской шалостью.)
Предлагаю вам рассмотреть картинки и выбрать из них предметы, которые часто являются причиной пожара.
Игра «Опасные предметы – источники пожара»
Игра «Шаг вперед – два назад»
— Ребята, давайте построимся в одну шеренгу. Мы поиграем в игру «Шаг вперед – два назад». Я буду говорить о поступках детей. Если они правильные, то вы делайте шаг вперед, а если неправильные, опасные – 2 шага назад. Будьте внимательны!
— Для девочки Оли куклы – подружки,
А спички – вовсе не игрушки. (Шаг вперед)
— Вышла на улицу Мила,
Про утюг совсем забыла.
Он на юбке грелся, грелся- (2 шага назад)
Легкий шелк и загорелся.
— Братик старший мой Сережка
Увидал огонь в окошко.
01 он позвонил
И пожарным сообщил. (Шаг вперед)
— Красивый новогодний вечер,
Саша зажег на елке свечи. (2 шага назад)
— Правила пожарной безопасности
Вова четко знал.
Спички, зажигалки никогда не брал! (Шаг вперед)
-Как можно быстро затушить свечу (ответы детей)? А теперь предлагаю поиграть в игру «Один шаг вперед, два шага назад».
Если действия детей, про которых я говорю правильные, делаете один шаг вперед, если неправильные два шага назад.
Опыт: –Почему же тогда не делают задувательные пожарные шланги, огнетушители, машины.?
Вывод: маленькое пламя можно задуть, большое нет, потому что воздух, в котором содержится кислород поддерживает горение, огонь как бы «питается» воздухом.
-Можно ли справиться с пожаром?
-Кто помогает бороться с огнём? (пожарные).
-Чем пожарные гасят пламя? (водой или пенным огнетушителем)
— А если все-таки случился пожар, какие должны быть ваши действия.
Работа по плакату «Действия во время пожара».
— По какой бы причине ни возник пожар, нужно немедленно позвонить в пожарную службу по телефону «01» или в единую службу спасения по телефону 112.
Игра «Вызов пожарных»
-А, теперь мы потренируемся действовать в такой опасной ситуации. Представьте, что вы одни дома, и по какой-то причине возник пожар. Ваша задача: вызвать пожарных. службы и сообщить о случившемся пожаре. (дети должны набрать номер службы, назвать имя фамилию, сказать, что произошел пожар, назвать свой адрес: улицу, номер дома, подъезда и квартиры, этаж и, есть ли в подъезде домофон.
(Дети по очереди набирают на телефоне номер и проигрывают ситуацию вызова пожарных.) Не справившимся с заданием детям, рекомендую выучить свой адрес.
-Теперь, я думаю, всем стало ясно, для чего нужно хорошо знать свой домашний адрес.
Предлагаю вам дружно поиграть в игру «Слушай внимательно». Я задаю вопросы, вы мне хором отвечаете: «Это я, это, это все мои друзья».
— Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?
— Кто из вас, заметив дым, закричит: «Пожар, горим!»
— Кто из вас шалит с огнем утром вечером и днем?
— Кто, почуяв газ в квартире, открывает окна, двери?
-Кто от маленькой сестрички незаметно прячет спички?
-Кто из вас шалит с огнем? Признавайтесь честно в том.
-Кто костров не разжигает и другим не разрешает?
-Молодцы ребята, поработали мы хорошо, спасибо вам.
— Какое у вас настроение? (Хорошее)
-Покажите настроение. (Все улыбаются)
-Сейчас , ребята, мы просмотрим видеоролик про Спасика и его друзей. Просматривание видеоролика «Спасик и его друзья».
-Расскажите, как не должны были поступать взрослые и дети. Какие поступки были правильные?
В нашей коробке еще лежат карточки, предлагаю рассмотреть их и определить, что необходимо для работы пожарного.
Работа за столами с карточками.
Воспитатель:
-Надеюсь, что вы никогда не окажетесь в такой ситуации.
Вывод занятия : теперь мы знаем, что огонь становится другом человеку, при умелом и осторожном обращении с ним, если огонь вырывается из-под контроля он становится врагом.
А теперь скажите, что вам запомнилось и понравилось? (ответы детей)
-И чтобы лучше запомнить всё, о чем мы сегодня говорили, дома вместе с родителями сделайте рисунок по сегодняшней теме, и мы устроим выставку в группе.