В связи с введением ФГОС ДО необходимо всю образовательную деятельность привести в соответствие с этим основополагающим для педагогов документом. Не является исключением и прогулка.
Нельзя сказать, что при организации прогулки очень многое изменилось. Но основные акценты обозначены чётко:
- Необходимо обеспечить вариативность и разнообразие содержания прогулки.
- Уделить особое внимание не только игровой и двигательной деятельности, но и познавательно-исследовательской.
- Наряду с оздоровительными задачами решать задачи развития личностных качеств воспитанников: самостоятельности, инициативности, любознательности.
- Прогулка должна проводиться на основе деятельностного и индивидуально-личностного подходов.
- Необходимо учитывать региональные, географические и климатические условия.
Исходя из этого, можно сформулировать задачи и актуальные формы взаимодействия педагога с детьми на прогулке:
Задачи
Обучающие:
— формировать двигательные умения и навыки с учетом индивидуального развития каждого ребенка;
— закреплять в игровой форме навыки выполнения общеразвивающих упражнений;
— формировать представления о здоровом образе жизни и его важности;
— формировать первичные представления об окружающем природном и социальном мире;
— формировать познавательные действия дошкольников;
— формировать умение самостоятельно находить причинно-следственные связи в процессе опытнической деятельности;
— формировать навыки взаимодействия со сверстниками, умение работать в коллективе.
Развивающие:
— развивать познавательный интерес к объектам, предметам и явлениям окружающего мира;
— развивать речевую активность, доказательную речь;
— развивать физические качества: быстроту, координацию движений, ловкость, выносливость.
Воспитательные:
— воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи;
— воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.
Оздоровительные:
— укреплять опорно-двигательный аппарат и формировать правильную осанку.
— совершенствовать защитные функции организма посредством закаливания, укрепления дыхательной системы, двигательной активности.
Из многочисленных форм взаимодействия на прогулке, следует обратить внимание на следующие:
- Сюжетная игровая деятельность (игры-путешествия, квесты и др.). В процессе сюжетной игровой деятельности дошкольники воспринимают любую информацию наиболее активно, эмоционально и с интересом, так как используются:
— приемы имитации и подражания;
— образные движения;
— применяются проблемные и поисковые вопросы;
— упражнения общеразвивающего воздействия;
— игровые упражнения на координацию движений;
— упражнения, направленные на развитие двигательных навыков, крупную и мелкую моторику;
— подвижные игры.
- Познавательно-исследовательская деятельность. Включает в себя:
— экспериментирование: опыты с водой, песком, глиной, воздухом, объектами живой природы;
— обсуждение проблемных ситуаций (например, «что было бы, если бы …» );
— наблюдения за объектами и явлениями природы.
- Социальные акции (мероприятия социально-значимого характера). Акции социального характера способствуют развитию нравственных и личностных качеств дошкольников, создают условия для творческой самореализации ребенка.
Примеры социальных акций: «Братья наши меньшие», «Покормим птиц зимой», «Птичья столовая», «Вредный целлофан», «Красная книга природы», «Чистые дорожки», «Чистый участок» и др.
Прогулку можно условно разделить на 3 части.
В вводной части для мотивации двигательной активности или для развития познавательного интереса, а также для эмоционального включения детей в совместную деятельность применяются проблемные ситуации в форме игры, оздоровительные упражнения или игровые разминки.
В основной части предлагаются и выполняются:
1) различные физические упражнения, подвижные игры, игры-соревнования, подвижные сюжетные игры и др.;
2) познавательно-исследовательские задания и ситуации.
И в том, и в другом случае необходимо опираться на имеющийся двигательный и познавательный опыт детей. При включении каждого задания (игры) учитываются возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.
Физические упражнения чередуются по интенсивности и сложности. Нужно обратить внимание на рациональное сочетание нагрузки и отдыха.
В процессе познавательно-исследовательской деятельности дети вовлекаются в обсуждение той или иной ситуации, наблюдения. Поощряются самостоятельные высказывания, гипотезы. Применяются проблемные и поисковые вопросы: как ты считаешь, почему ты так думаешь, каким образом? Новый материал преподносится при помощи дидактических игр, игровых ситуаций, игровой драматизации.
Если проводится социальная акция, то в основной части осуществляется непосредственная практическая деятельность: развешивание кормушек для птиц, уборка участка и др.
В конце основной части всегда — свободная самостоятельная деятельность воспитанников.
В заключительную часть включаются спокойные игры и упражнения, а также рефлексия и самооценка деятельности детей.
Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта, кандидат педагогических наук
Бэла Геннадьевна, подскажите, пожалуйста в каком нормативном документе прописаны требования к организации образовательной деятельности с детьми по подгруппам согласно ФГОС ДО?
Елена, извините, про подгруппы не знаю. В самом документе ФГОС этого нет.
Здравствуйте, Бэла Геннадьевна! Я буду выступать на городском семинаре по экологическому воспитанию. Мне сказали рассказать об экологическом воспитании детей с ОВЗ на улице: на прогулке, на экол.тропе, плюс — опыты и эксперименты. Помогите, пожалуйста, сформулировать тему выступления и план. К сожалению, никто помочь не может.
Татьяна!
Формулировки тем могут быть такие:
1. Формирование основ экологической культуры у детей с ограниченными возможностями здоровья на прогулке.
2. Ознакомление детей с ограниченными возможностями здоровья окружающим природным миром. (А то, что это происходит на прогулке, можно написать в одной из задач, не обязательно писать в самой формулировке).
План примерно такой:
1. Актуальность (почему взяли эту тему), цель, задачи.
2. Создание условий для экологического образования детей (псих-пед условия, РППС, учет особенностей здоровья детей).
3. Формы взаимодействия (экол. тропа, наблюдения, эксперименты и др.).
4. Примеры.
5. Результаты.
Большое спасибо!!!
Бэлла Геннадьевна, где можно прочитать по поводу «приема пищи». Вопрос такой: как должна подаваться пища (дети садятся за полный накрытый стол и что должны убирать дети после еды за собой; речь идет не о дежурных)
Екатерина, честно говоря, не знаю, где можно прочитать про эти правила. Я могу сказать только по своему опыту работы в ДОУ: дети садятся за накрытый стол. Если это обед, то на столе уже стоит первое блюдо, хлеб и компот. Второе подаётся по мере того, как ребенок съел первое. Если ребенок не дежурный, то он ничего не убирает за собой. Говорит: «Спасибо» и встает.