Психологическая помощь работникам дошкольных образовательных учреждений в период пандемии и сопутствующему кризису

Методические рекомендации 

«Психологическая помощь работникам дошкольных образовательных учреждений в период пандемии и сопутствующему кризису»

Кожура Ирина Анатольевна,

педагог-психолог МБДОУ№1

 г. Лукоянов Нижегородской обл.

События последнего времени внесли существенные изменения во все сферы жизнедеятельности человека. Независящий от человеческих желаний период самоизоляции негативно сказался на деятельность всех сфер жизни общества. Особенно негативно повлияв на сферы, напрямую связанные с социальным взаимодействием, последствия глобально коснулись экономики, здравоохранения, образования и многих других областей. Все сопутствующие события изменили привычный образ жизни и, как следствие, обществу пришлось массово приобщиться к новым условиям работы. Последствия пандемии ещё не до конца оценены, а кризис в сфере образования уже во многих аспектах проявляется. В связи с этим, участникам образовательных отношений необходима квалифицированная психологическая помощь.

Актуальность психологической поддержки участников образовательных отношений, в частности системы образования в дошкольных учреждениях, связана с психологической помощью не только детям и их родителям, но и специалистам, работникам этих учреждений. Фундаментальные аспекты формирования человеческой личности начинается с детства, а значит, на работниках дошкольных учреждений лежит большая ответственность за сохранение здоровья, обучение и грамотное развитие подрастающего поколения. Актуальность проблемы сохранения психического здоровья педагогов обусловлена возрастающими требованиями к личности педагога и его роли в воспитательном процессе. Психическое здоровье педагога во многом определяет результаты его работы: формирование грамотной среды в детском коллективе, грамотное выстраивание взаимоотношений с учащимися. Для сохранения психологического здоровья педагогов в условиях пандемии и сопутствующего ей кризиса необходима комплексная работа профессионального психолога, что позволит достичь наилучших результатов.

Психологическая помощь дошкольным работникам может стать эффективной, если в дошкольном образовательном учреждении разработана и реализуется программа, направленная на повышение качества использования знаний основ психологии в повседневной деятельности дошкольных работников; создание условий для сохранения психического здоровья педагогов; предупреждение и преодоление временных трудностей, вызванных пандемией и кризисом; обучения работников дошкольных учреждений эффективным приёмам снятия эмоционального напряжения, стрессов, как в период трудовой деятельности, так и в процессе нерабочего периода; приёмам формирования позитивных, оптимистических установок как в отношении себя, так и в профессиональной деятельности.

Серьёзными последствиями пандемии, охватившей весь мир, являются завуалированные, скрытые, которые не принято демонстрировать в социуме, проявления человеческой психики — тревога и страх. В психологической литературе под понятием «тревога» понимают «эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределённой опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий» [2]. Возрастающая тревожность лишает людей возможности здраво осмысливать происходящие события, влияет на адекватность принятия решений. Напряжённый информационный фон очень влияет на душевное состояние людей, что ещё усугубляется резко изменившимися условиями существования, отсутствием привычного образа жизни, а значит, важность использования приёмов и техник саморегуляции, снятия тревоги и волнения, борьбы с паникой в условиях сложной эпидемиологической ситуации, сложно недооценить.

Для осуществления работы психолога по поддержке работников дошкольных учреждений в условиях пандемии требуется грамотный подбор инструментария и выбор формы работы (среди привычных форм работы необходимо рассмотреть возможность дистанционного общения). Основными направлениями работы психолога, обозначенными в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) как формы психологического сопровождения участников образовательных отношений считаются: профилактика, диагностика, консультирование, просвещение, коррекционно-развивающая работа, экспертиза. Однако, в привычный набор методов и подходов необходимо будет внести некоторые коррективы с учетом санитарно — эпидемиологической обстановки.

Нами предложен комплекс психологических установок для работников ДОУ в период пандемии и сопутствующему кризису, как один из компонентов программы психологической помощи работникам ДОУ:

1. «Жить здесь и сейчас».

Не надо ждать, когда закончится пандемия, следует делать всё возможное для себя и окружающих в данный период времени.

2. «Я не один».

В сложных санитарно-эпидемиологических условиях нужно найти общность и связь с окружающими людьми. Пандемия – это общая проблема, которая может не только изолировать, но и дать возможность людям сплотиться. Человек не должен справляться с проблемами «один на один», а быть соучастным с семьёй, коллегами и другим окружением. Даже если сам человек страдает от чего-то, то он также может что-то предложить другим, почувствовав большее удовлетворение. Это даст возможность заметить, что многие вокруг также по-своему стараются справиться с непростой ситуацией.

3. «Смысл моей жизни?!»

Найти свой личный смысл в ситуации неопределенности. Ответить на вопросы: «что поможет мне преодолеть данную ситуацию?», «что я могу сделать для помощи другим?», «как я могу повлиять на ситуацию?».

4. «Лучший пример»

Актуализировать прошлый положительный опыт. Стоит признать, что сейчас (временно) может быть трудно и тревожно, но нужно вспомнить, как все мы проходили через сложные периоды жизни, справлялись с возникающими проблемами и задачами. Актуализация прошлого позитивного опыта поможет справиться с проблемами в настоящем. Не нужно фиксироваться на эмоциях, стоит рассмотреть более широкое поле возможностей и плюсы собственного опыта.

5. «Ты — творческий человек»

Найти новое занятие. Важно помнить, что помимо пандемии и всего, что с ней связано, есть и другая жизнь. Пандемия не отменяет веры, искусства, творчества. Нужно найти занятие, не связанное с гнетущей всех нас темой: любое творчество, чтение книг, выращивание растений и т. п. поможет отвлечься и восполнить запас положительных эмоций.

6.«Посмотри на всё со стороны»

Использовать технику «когнитивное расцепление» – отделить себя от своих мыслей и занять позицию наблюдателя. Выстроить внутренний диалог, анализируя тревожные мысли. Со стороны они покажутся менее значимыми и решаемыми.

7. «Дыхание – это жизнь и спокойствие»

Преодолеть тревогу с помощью дыхательных упражнений, таких, как: медленный вдох, дыхание животом и т.п.

Таким образом, психическое здоровье работников дошкольных образовательных учреждений играет важную роль в процессе воспитания подрастающего поколения. Помощь психолога в период пандемии, сопутствующей кризису, очень важна. Психолог, работая с коллективом, должен выделять слабые стороны эмоционального состояния работников и вовремя проводить необходимые мероприятия по снятию тревожности и стресса, оказывать консультационную и коррекционную помощь и поддержку.

Список литературы

  1. Актуальные проблемы теории и практики современной психологии: учебное пособие для вузов / Э.Л. Бондарь и др.; под общей редакцией Н.С. Минаевой. — Москва : издательство Юрайт, 2020. — 121 с.
  2. Гусева Н.В., Лаптев Р.И. Возможности информационно-коммуникационных технологий в совершенствовании педагогической компетентности //Сборник материалов Всероссийской научной конференции «ХХ Ломоносовские чтения» — Севастополь, 2018, С 73-75
  3. Общая психология. Введение в общую психологию: учебное пособие для вузов / Д.А. Донцов, Л.В. Сенкевич, З.В. Луковцева, И.В. Огарь; под научной редакцией Д.А. Донцова, З.В. Луковцевой. — Москва: издательство Юрайт, 2020. — 178 с.
Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.