Конспект образовательной деятельности
«Путешествие в Экологическую деревню»
в подготовительной к школе группе
Татаринова Олеся Аркадьевна,
воспитатель МАОУ ОЦ «Горностай»,
дошкольное отделение
г. Новосибирск
Цель: Закрепление приобретенных навыков, полученных в результате реализации проекта.
Задачи:
Обучающая:
Формировать и закреплять навыки, приобретаемые при изучении парциальных программ.
Развивающая:
Развивать логическое мышление, сообразительность, внимание, смекалку, зрительную память, воображение.
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи.
Воспитательная:
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Воспитывать интерес к занятиям и умение работать в группах.
Предварительная работа с детьми:
Проведение эколого-экономически занятий, чтение книг по финграмотности, обсуждение терминов «доход», «расход», работа по парциальным программам ОМиП (лего, пиктомир), Сказковедение, О.М. Ельцовой «ОГ» и «Сказка учит говорить», ЮЭ «Календарные праздники».
Методические приёмы:
Игровой (использование сюрпризных моментов),
Социо-игровой (деление на команды и работа в подгруппах).
Наглядный (использование иллюстраций, схем).
Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
Экспериментирование.
Оборудование: Магнитная доска, мольберт, мяч. Глобус, компас, магнит, кусочек пробкового дерева или листик растения, игла в игольнице, стакан с водой и тарелка, песочные часы от 30 с до 10 минут, лес (искусственные деревья), натянута паутина из веревки, поделка из бросового материала костер для физминутки.
Демонстрационный материал: звуковая схема, карточки со словами, макет деревни и карта деревни, карточка по ПДД и набор с командами для роботов по Пиктомиру, деньги разного достоинства. Музыка для физминутки, музыка для хоровода-игры «Гори-гори ясно»,
Раздаточный материал: математический набор, таблички с названиями кланов на обратной стороне суммы заработка каждого клана, карточки с профессиями, карточки для работы по подгруппам (транспорт, животные, растения).
Ход образовательной деятельности:
- Организационный момент. Дети встают в круг и, держась за руки, выполняют действия стихотворения:
В круг широкий вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся
И на место все вернемся,
Улыбнемся, подмигнем,
И занятие начнем.
II. Установка на занятие.
Воспитатель: Я собрала вас сейчас для того, чтобы сказать, что сегодня в нашу деревню приезжают гости. Мне бы хотелось, чтобы вы показали им место, где мы с вами живем и рассказали о нем.
Но прежде чем мы встретим гостей, давайте проведем зарядку для ума, ведь вам придется отвечать на разные вопросы. Кто правильно отвечает, переходит на свое место и получает жетоны на дополнительное время для выполнения своего задания.
Интеллектуальная разминка (вход в группу после ответа на вопрос)
- Что длиннее месяц или неделя? (на сколько?* если вопрос достается сильному ребенку)
- Что лишнее: треугольник, круг, квадрат, шар?
- Назови детёнышей овцы, лошади
- Сколько ушей у двух мышей?
- Сколько лап у двух собак?
- Назови свой город.
- В какой стране ты живешь?
- Какой день недели перед пятницей?
- Перед вторником?
- Сколько всего частей суток? Назови их.
- Назови одним словом: автобус, самолет, трамвай.
- В какое время года дети идут в школу?
- Назови детёныша собаки.
- Что лишнее: тарелка ложка, диван, самовар.
- Курица в детстве?
- Сколько у квадрата углов?
- Сколько дней в неделе?
- Назови все времена года?
III. Введение в проблему, сюрпризный момент. Воспитатель показывает глобус: Ребята! Мы не учли одно обстоятельство. Как же гости нас найдут? Ведь наша деревня не нанесена на карту. Как вы думаете, почему? (Дети рассуждают, дают ответы).
У меня для вас еще одно открытие. Помните, мы на занятиях говорили, что наша деревня находится на ограниченном участке и нам нельзя вырубать деревья, а надо беречь лес и очищать воду для питья? Я открою вам секрет: мы находимся на острове!
Вокруг острова море. Какая вода в море? (Ответы детей)
А откуда же тогда у нас пресное озеро? (Предположения детей)
На самом деле, на западе острова есть горы. И когда тает снег, вниз бежит бурная река и питает наше озеро, а излишки воды отправляются в море. Поэтому именно здесь установлена наша электростанция.
IV.Экспериментальная деятельность, работа с компасом.
Воспитатель. Итак, нам надо определить и нанести на макет стороны света. Какой прибор нам в этом поможет? — Компас. А если его нет? ТО можно сделать самим. Подходим к столу с макетом, где лежат магнит, лист растения/ кусочек пробкового детева, игла в игольнице, стакан с водой и тарелка.
Сверяемся с работой настоящего компаса и наносим на карту/макет буквы сторон света — С,Ю,В,З. Прошу встать всех лицом на север, в том же направлении, что и стрелка) и показать, где будет восход и заход солнца — левая и правая рука.
Играем в «лево-право» на выбывание. Выбывшие занимают места за столами своих кланов. Выигравшие получают жетоны на дополнительное время для выполнения своего задания.
ЛПЛЛПЛПППЛ.
ППЛППЛЛППЛ.
ПЛПЛПЛПППППППЛ.
Деление на 5 подгрупп – кланов. Рассадка по столам. На столах математические наборы и алфавиты с раскрашенными буквами. Приветствуем гостей.
V.Выполнение заданий. (Задания подобраны по всем областям развития и вариативным программам. Количество заданий предусмотрено «с запасом».)
Задание № 1. «Название деревни»
Воспитатель: А знаете, почему еще нашей деревни нет на карте? У нее нет названия. Но я помогу вам. Название уже придумала и зашифровала. Вам остается только его угадать.
«БОГАТАЯ»
- Вот пред вами схема, что вы можете сказать про это слово?:
Примерные ответы детей: 4 слога, второй ударный, 8 звуков, 4 гласных, три твердых согласных и один мягкий. Если дети ошибаются и называют звук буквой, задается дополнительный вопрос: чем буква отличается от звука; какие еще значки вы знаете?
Выберите то слово, которое подойдет к этой схеме и почему:
Лучезарная
Богатая
Красивая
Посчитайте, сколько в нем букв, сравните с количеством звуков. Объясните, почему так.
Воспитатель: Задание №2. Итак, у нашей деревни появилось название. Теперь посмотрим на карту (макет). В любом населенном пункте есть деление на улицы. И я предлагаю вам по ним прогуляться.
Первый у нас проспект Пословиц. Я начну, а вы закончите пословицу.
- Без труда, не вытащить (и рыбку из пруда).
- Труд кормит, а лень – ( портит).
- Хочешь есть калачи, (не сиди на печи).
- Скучен день до вечера, (коли делать нечего).
- Не имей 100 рублей, а имей (100 друзей).
- Землю красит солнце, а человека (труд).
- Хлеб даром (не даётся).
- Любишь кататься, люби и (саночки возить).
Воспитатель — Молодцы! Справились с заданием.
Задание №3. По подгруппам. Вторая улица на нашей карте – Природная. У вас на столах лежат карточки с картинками и карта с кругами. Картинки я выбрала по тому, какой работой занимается каждый клан
1. Команда 1 приготовление еды – карточки блюд и продуктов «Что лишнее» (+ что было чем раньше). Время – 30 секунд + 1 минута дополнительно
2. Команда 2 выращивание домашних животных: карточки домашних и диких животных, вместе с Охотниками делят на диких и домашних. (Дополнительно, если успевают, домашних поделить на городских и сельских)
3. Команда 3 – охота, защита. Вместе с Командой 2 делят животных на диких и домашних. Те, которые относятся и к тем и другим, – кладут в отдельную кучку. Например, хомяк и черепаха. (Дополнительно: остальные карточки, если успевают, распределить по группам на лесных, северных и южных)
4. Команда 4 — выращивание овощей и фруктов. «Что где растет?» папка с карточками.
5. Команда 5 – грузоперевозки и добыча полезных ископаемых. Карточки с транспортом разделить по месту передвижения.
Физкультминутка «Хомка». Дети делают разминку под слова стихотворения, имитируя движения хомяка
Задание 4. (дополнительное, если есть время). (фронтальный опрос)
Перечислить:
- какие полезные ископаемые есть на территории деревни (глина, песок, торф);
- какие рукотворные объекты есть на территории деревни, и рассказать, зачем они нужны.
Завод по переработке дерева (выпускает бумагу, бревна для домов, мебели)
Очистные сооружения для воды
Спорткомплекс
Супермаркет, аптеки, станция скорой помощи, больница, дома для проживания с огородами, пляж, ГЭС, лодочная станция и гостиница
Задание 5. Интерактив. Вопросы от гостей.
Воспитатель: Третья улица у нас в деревни – Огородная. Считать ли огород рукотворным или природным объектом – над этим вопросом бьются ученые всего мира, а мы пока расскажем про свой. Есть ли у наших гостей вопросы?
Дети – нужно подойти к огороду на окне по желанию и рассказать, какие растения там есть, описать и сказать, какую пользу они приносят человеку.
Вопросы от гостей
Задание 6. Воспитатель:
Но даже для посадки растений нужны деньги. Чтобы узнать, хватит ли нам и сколько останется, нам надо посчитать бюджет деревни. Для начала решим несколько простых математических задач.
Разминочное упражнение: «Веселый счет» Все делают.
- Ребята, разложите числовой ряд по порядку слева направо от 0 до 9 (минута, по часам);
- покажите соседей числа 5, 3.
- покажите следующее число после числа 8.
- Покажите предыдущее число для числа 7.
Воспитатель: Ребята, ответы показываем при помощи планшета и цифр из набора
Четыре спелых груши
На веточках качалось.
Две груши снял Павлуша,
А сколько груш осталось? (2)
Пять мышат песок копают,
Три на солнце загорают,
Два купаются в золе.
Сколько всех, ответьте мне? (10)
Три ромашки-желтоглазки,
Два веселых василька
Подарили маме дети.
Сколько же цветов в букете?(5)
На плетень взлетел петух.
Повстречал еще там двух.
Сколько стало петухов?
У кого ответ готов? (3)
Музыкальная пауза «Двигайся — замри»
Цель – отдых, переключение внимания.
Задание 6. Воспитатель (задание повышенной сложности, по выбору детей):
У нас впереди посевная и праздник. О нем я чуть позже расскажу. От заработков деревни вы перечисляете 1/10 часть от заработанных денег. Как называется этот взнос?
Показывается карточка с вариантами для выбора: доход, расход, налог.
Посмотрите, на карточках с названием ваших кланов у вас три строки: доход, налог, остаток.
Вам надо сообщить главному бухгалтеру и главе деревни число, которое находится на строчке налог, а им посчитать, сколько денег в казне.
Затем мы посмотрим, сколько денег можем потратить на семена и праздничный салют.
Подготовить купюры 1000, 2000, 500
— налог с каждого клана. Стоимость зерна 3000. Стоимость салюта – 5000. У нас 5000. Что покупаем?
Голосование детей
Задание 7. (дополнительно, если есть время) Задание по подгруппам. «Гостиница»
1.Команда 1: Составить меню из предложенных блюд по режиму дня (завтрак, обед, ужин) . Карточки: каша, жаркое, борщ, оладьи, салат, чай, какао, морс, мороженое. Дополнительно, подобрать карточки с продуктами, из которых они готовятся
2.Команда 2: пронумеровать комнаты в гостинице
3.Команда 3: сориентировать гостей, как пройти от гостиницы до спорткомплекса (выложить маршрут стрелками из игры «Пиктомир», соблюдая дорожную разметку и знаки)
4.Команда 4: сконструировать мебель для гостиницы из лего или конструктора по выбору: кровать, кресло, стол, шкаф, телевизор. Бонусные очки за детали – лампа, посуда
5.Команда 5: строительство мостов через реку на макете. Бурным потоком снесло мосты, нужно срочно построить новые!
После окончания выполнения заданий проверяем все вместе правильность и начисляем рубли на счет каждой команды за правильно выполненное задание
Задание 8. Воспитатель: (фронтальный опрос) вы хорошо поработали, теперь можем хорошо отдохнуть. Но сначала скажите мне, как называются такие дни, когда мы работаем (будни) и когда отдыхаем (выходные, праздники)? Перечислите праздники по временам года
Зимой: НГ, 23 февраля
Весной: Международный женский день, День космонавтики, День Победы, День весны и труда.
Летом: День защиты детей, Иван Купала, День России.
Осенью: День знаний, День Матери
А есть еще праздники народные. Например, какое сегодня число (14 апреля). Открываем книгу «Земледельческий календарь» и читаем, какой сегодня день:
Марья — зажги снега, заиграй овражки.
Мария половодье начинает. Ах, вот почему мосты снесло!
Если разлив на Марию Египетскую, то травы будет много.
Если лед сходит вокруг (быстро) — год будет легкий, хороший.
В какой сказке девушки прыгали через костер — и это стало последним днем жизни главной героини?
Как вы думаете, что с ней произошло потом? (Вносится табличка круговорот воды в природе, дети описывают по ней путешествие воды.)
А я вас приглашаю в лес. Но сначала, нам надо вспомнить правила поведения в лесу (дети перечисляют по плакату).
Физкультминутка:
В спальне стоит лес, на театральной вешалке натянута паутина, костер. Музыка «Гори-гори ясно», предлагаю отпраздновать праздник – поводить хоровод, попрыгать через костер, пролезть в паутину.
Подведение итогов.
Возвращаемся в группу, садимся и подводим итоги занятия: что мы сегодня делали, что вам запомнилось, что вам показалось трудным? Какое задание понравилось больше всего? Вы сегодня очень хорошо все работали, спасибо. Детям вручается сюрприз. Прощаемся с нашими гостями.