Конспект образовательной деятельности
«Путешествие в лес с Эколятами»
с использованием экологического стенда
в подготовительной группе
Новикова Марина Александровна,
Коробицына Анжелика Сергеевна,
воспитатели МБДОУ №7,
г. Мурманск
Цель: формирование у детей основы экологической культуры.
Задачи:
Обучающие:
- Расширять и систематизировать знания детей о природе.
- Формировать интерес к проблеме охраны природы.
- Закрепить у детей с правила поведения в природе.
Развивающие:
- Развивать у детей желание вносить посильный вклад в природоохранное воспитание населения.
- Развивать познавательную активность детей, выстраивать элементарные умозаключения, решать проблемные ситуации.
- Развивать кругозор, мышление, связанную речь.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение и ответственность за окружающую природу.
- Воспитывать чувство коллективизма, развивать коммуникативные навыки; вызвать радость и удовлетворение от того, что сумели помочь лесу.
Предварительная работа:
- Беседы с детьми на тему: «О жизни животных и растений в лесу и правилах поведения в природе», «Друзья природы», «Добрые дела Эколят».
- Наблюдение за объектами живой и неживой природы.
- Чтение стихов и рассказов о природе, сказок Эколят, рассматривание иллюстраций леса, природы.
- Раскрашивание экологических знаков.
- Составление рассказов о природе по опорным схемам и мнемодорожкам.
- Проведение дидактических игр («Кто где живёт», «Кто лишний», «Хорошо или плохо», «Найди отличия»).
- Игровые экологические ситуации по правилам общения с животными. Инсценирование сказок о животных (игры-драматизации).
- Релаксация «Звуки леса».
Методы и приемы: игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра.
Материалы и оборудование: экологический стенд, ноутбук, презентация, аудиозапись – «Звуки леса», магнитная доска, экологические знаки, контейнера под мусор, пластиковые бутылки, бумажные фантики, яблоки, сачок, воронка, марля, магнит, таз с водой, картинки силуэты птиц.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель:
Ребята, послушайте загадку:
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем.
(лес)
Правильно, это лес. Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по волшебному лесу.
Воспитатель: Для начала я предлагаю вам поиграть в игру «Если я приду в лесок». Если поступок хороший, говорим «да», если плохой, то все вместе говорим «нет»!
Игра «Если я приду в лесок»
Если я приду в лесок и сорву ромашку? «Нет»
Если съем я пирожок и выброшу бумажку? «Нет»
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? «Да»
Если ветку подвяжу, колышек поставлю? «Да»
Если разведу костёр, а тушить не буду? «Нет»
Если сильно насорю, а убрать забуду? «Нет»
Если мусор уберу, банку закопаю? «Да»
Я люблю свою природу, я ей помогаю! «Да»
Молодцы! Правила поведения в лесу вы знаете, тогда мы отправляемся!
Ворона: «Внимание! Внимание! У нас в лесу может случиться большая беда! Посетители леса не соблюдают правила, ведут себя не аккуратно и шумно! Помогите! Помогите! И экознаки с собой захватите!»
Воспитатель: Какая же беда может случиться в лесу? Чем мы с вами можем помочь лесу?
Давайте отправимся в лес, но прежде повторим наш девиз и возьмем с собой экознаки!
«Мы ребята – эколята,
Не стоим мы в стороне!
Отвечаем за порядок и чистоту
На своей родной земле!»
Воспитатель: Закройте глаза «Ты три раза повернись и лесу волшебном очутись!»
Ну вот, мы с вами в лесу. Посмотрите, как красиво в лесу!
(слышится пение птиц, аудиозапись «Звуки леса»)
Ребята, какой воздух в лесу? Как вы думаете, он отличается от воздуха, которым мы дышим в городе? Почему? (потому что в лесу много деревьев, они защищают нас от пыли, грязного воздуха, от загазованности машин.) Давайте все вместе вдохнем глоток свежего воздуха!
Дыхательная гимнастика
Воздух свежий мы вдыхаем
Руки к солнцу поднимаем
Выдохнули, опустили
И ещё раз повторили.
(Вдруг из-за ёлки выглядывает эколенок Умница)
Умница: Здравствуйте ребята, вы меня узнали? Я люблю зверей и всегда им помогаю. Предлагаю вам поиграть и отгадать загадки.
Загадки Умницы:
- Раз гуляли мы в лесу и увидели (лису);
- А в кусточке, угадай-ка, длинноухий серый (зайка);
- Этот зверь сердитый, злой. Он зубами щёлк, да щёлк. Очень страшный серый (Волк);
- Под соснами, под ёлками, лежит мешок с иголками (Ёж);
- Кто лесной хозяин строгий, а зимою спит в берлоге? (Медведь);
- Зверька узнаем мы с тобой по двум таким приметам, он в шубке серенькой зимой и в рыжей шубке летом (Белка).
Умница: Молодцы ребята! Много разных деревьев растет в лесу. Знаете ли вы, чтобы дерево выросло, необходимо много времени. К сожалению, люди не берегут деревья и срубают их топором, ломают ветки. Деревьев становится все меньше и меньше. Ребята, а какие деревья растут в лесу. Как вы думаете, зачем нужны деревья. (Они очищают воздух, под ними есть норы животных, они там живут, на деревьях строят гнезда птицы.)
Воспитатель: Как мы с вами можем помочь деревьям? Какие знаки можно здесь поставить?
Посмотрите внимательно, что мы видим под деревом? (Муравейник и нора) Знаете ли вы какие знаки здесь надо поставить и что может случиться? (Дети отвечают и находят нужный знак)
Воспитатель: Отправляемся дальше, перед нами полянка лесная (дети идут и выходят на полянку, на которой ничего не растет и много мусора, встречают эколенка Ёлочку).
Ёлочка: Здравствуйте, ребята! На этой полянке росли когда-то красивые цветы. Что произошло с ней? Почему она так выглядит? Нравится вам такая полянка? Что можно сделать, чтобы она стала красивой (ответы) А какие экознаки мы здесь поставим? Молодцы! Предлагаю вам поиграть в игру «Сортировка» (дети очищают полянку и сортируют мусор).
Ёлочка: Ребята, а для чего нужно сортировать мусор? (дети отвечают, из – за того, что они должны по –разному переработаны, отправлены на вторичное сырье и т.д.).
Воспитатель: Отправляемся дальше!
(дети идут дальше, выходят на грибную полянку и встречают эколенка Тихоню))
Тихоня: Ребята, посмотрите, сколько грибов растет в лесу. А вы знаете какие грибы можно собирать? Какие съедобные грибы вы знаете! Как следует собирать грибы? А какие грибы собирать нельзя? Почему?
Воспитатель: Ребята, а почему нельзя топтать и ломать ядовитые грибы?
Тихоня: Какой знак нужно поставить здесь (ребенок, по выбору идет к столу и выбирает нужный знак, объясняя свой выбор)
Тихоня: Ребята, вы, наверное, устали и я предлагаю вам отдохнуть.
Физ.минутка «Гномы»
Утром гномы в лес пошли (шаг на месте)
По дороге гриб нашли (наклон вперед, выпрямиться, руки на поясе)
А за ним – то раз, два, три (наклоны туловища из стороны в сторону)
Показались еще три! (руки вперед, затем в сторону)
И пока грибы срывали, (наклоны вперед, руки к полу)
Гномы в садик опоздали, (руки к щекам и покачать головой из стороны в сторону)
Побежали, заспешили (бег на месте)
И грибы все уронили! (присесть)
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули? Снова в путь!
(дети идут дальше и проходят на полянку, на которой видят дерево с гнездом, возле дерева появляется эколенок Шалун)
Шалун: Здравствуйте! Ребята, посмотрите внимательно на дерево, что вы видите (гнездо) Ребята, посмотрите, из гнезда кажется выпал птенчик!
Воспитатель: Бедный птенчик! Как же ему помочь? (помогают вернуть птенца) Какое правило, мы знаем про птиц? (ребенок выбирает знак, объясняя, что он означает)
Шалун: Ребята, вы знаете на какие 2 вида делятся птицы? (зимующие и перелетные).
Я предлагаю вам поиграть в игру «Узнай птицу по силуэту» (детям предлагаются карточки с силуэтами птиц).
Шалун: Ребята, у нас в лесу есть небольшое озеро, но вот беда, посетители леса выбрасывали в него мусор. Теперь наше озеро стало грязное. Помогите его очистить.
Воспитатель: Ребята, загрязнение воды приводит к исчезновению растений, поэтому начинают гибнуть рыбы и гибнет озеро, я предлагаю вам очистить озеро от мусора. Перед вами лежат предметы: сачок, магнит, воронка с марлей. Как вы думаете, эти предметы помогут очистить воду? (ответы) Приступаем. (дети с помощью предметов собирают мусор из воды)
Шалун: Молодцы ребята! У вас получилось! Теперь в чистой воде не погибнут растения и рыбы. Спасибо вам.
Воспитатель: Как следует вести себя в лесу? (не шуметь, не разжигать костер, не ломать ветки) Почему? Давайте расставим знаки (ребенок выбирает и ставит знак) Расскажи, почему ты выбрала этот знак. Что он означает?
Воспитатель: Молодцы! Как вы думаете, ребята, мы помогли лесу? Что мы важного сделали в лесу? Вы настоящие защитники природы! Надеюсь, благодаря вам, люди будут бережно относиться к природе.
Как хорошо в лесу, но нам пора возвращаться в группу! Давайте попрощаемся с эколятами. До свидания!
Воспитатель: Закройте глаза «Ты три раза повернись и в группе очутись!» Вот мы и в группе. Ребята, вам понравилось путешествие?
Какие правила поведения в лесу вы знаете? Давайте об этом расскажем.
- беречь деревья и не ломать ветки;
- после разведения костра, обязательно потушить его;
- не разорять гнёзда птиц;
- не разорять муравейники;
- нельзя топтать ядовитые грибы;
- не рвать цветы;
- не разбрасывать мусор, убирать за собой;
- не забирать детёнышей животных домой;
- не шуметь в лесу.
А теперь давайте друг другу мы улыбнёмся и крепко за руки возьмёмся, и друг другу на прощанье мы подарим обещание: «Будем с лесом мы дружить, охранять его, любить