Развитие связной речи в домашних условиях

Конспект  выступления

на заседании родительского клуба «Содружество» по теме

«Развитие связной речи в домашних условиях»

Сотник Анна Игоревна,

учитель-логопед МБДОУ

ЗАТО г. Североморск «Детский сад №16»

Только обладая хорошо развитой связной речью, ребенок может давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества. Наконец, непременным условием для написания программных изложений и сочинений является достаточно высокий уровень развития речи ребенка. Поэтому очень важно именно в дошкольном возрасте развивать связную речь.

В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие, уметь анализировать, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Для достижения связности речи, необходимо также умело использовать интонацию, подбирать подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить сложные предложения, использовать языковые средства для связи предложений.

А сейчас я вам расскажу про несколько простых приемов развития связной речи в повседневной жизни:

В детских журналах не редко печатаются серии сюжетных картинок. Вы можете вырезать их, перемешать  и попросить ребенка правильно разложить и рассказать, что получилось.

Игры с родителями

 «Назови ласково» — образовывать уменьшительно-ласкательную форму предложенных существительных по теме. Повторение обобщающих понятий. Например, возьмем овощи (редиска, огурец, помидор, капуста, картошка и т.д.) Так же можно брать лексические темы для закрепления программы (фрукты, мебель, транспорт и т.д.).

 «Один – много»  — практическое употребление единственного и множественного числа существительных в составе простого предложения. Игра с мячом я называю в единственном числе, родители во множественном. Можно просто отдельно называть разные слова, а можно также по обобщающим понятиям. Например, фрукты (яблоко-яблоки-много яблок, апельсин-апельсины-много апельсинов и т.д.).

Игровое упражнение «Магазин» — направлено на развитие связной речи, развитие воображения, памяти и мышления. У этого упражнения есть несколько разных вариантов развития сюжета.

И начнем, пожалуй, с самого интересного. Этот способ направлен не только на развитие речи, но и на сохранность родительских нервов, потому что предотвратит детские истерики из разряда «купи ну хоть что-нибудь», а также заинтересует  ребенка ходить по магазину.

Предлагаем ребенку загадать нам загадку «Что ты хочешь, чтобы я тебе купила?»
А мы пытаемся догадаться, чего же хочет ребенок.

2-й вариант: Например, мы отправляемся в магазин за фруктами, можно попросить ребенка называть фрукты которые он знает, а так же попробовать их описать.

3-й вариант: Вы описываете тот или иной товар, который вам нужен, а ребенок пытается угадать и предположить, для чего это нужно.

4-й вариант: Вы идете в магазин за продуктами для борща и предлагаете ребенку вспомнить и выбрать нужные ингредиенты.

5-й вариант: Можно использовать на автоматизацию звукопроизношения, а также на дифференцировку звуков. Например, попросить назвать товары, в которых есть звук Л (лук, лимон, леденцы, колбаса, молоко и т.д.).

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.