Конспект образовательной деятельности
«В гости к Ёжику»
для детей старшей группы
Черкасова Виктория Викторовна,
воспитатель МБДОУ №14,
г. Ярцево Смоленской обл.
Цель: создать условия для развития и закрепления представлений детей о грибах, особенностях внешнего вида, местах произрастания.
Задачи:
Образовательные:
— дать представление о грибнице, научить различать съедобные и ядовитые грибы, расширить и активизировать словарный запас по теме.
Развивающие:
— развивать познавательный интерес,
— развивать внимание,
— развивать зрительное и слуховое восприятие,
Воспитательные:
— воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная восприятие художественной литературы, изобразительная.
Оборудование: игрушки – ворона, ёжик, лукошко, картинка схема – гриба, картинка с грибами, муляжи грибочки, осенние листочки.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Дети, к нам в группу прилетела гостья. Кто она, вы узнали?
Дети: Да, это Умная ворона.
Умная ворона: Кар-кар! Здравствуйте, ребята. Меня прислал из леса Ёжик. Он передал вам вот это письмо на листочке. С какого дерева упал этот листок, узнали?
Дети: Это кленовый листок.
Умная Ворона: Молодцы, правильно. Ёжик собрал на зиму много припасов и хотел с вами поделиться. Но живёт Ёж далеко в лесу и путь к его норке долгий и трудный. Поэтому он просил меня вам помочь, подсказать дорогу.
Воспитатель: Ворона, на листочке что то написано, давай я ребятам прочитаю. Ёжик загадал нам загадку. Когда мы её отгадаем, то узнаем, что ёж любит больше всего собирать в лесу? (Загадка на кленовом листе):
С виду он похож на зонтик,
Только меньше во сто крат.
Коль гроза на горизонте,
Он бывает очень рад.
Если дождик и тепло,
Он считает — повезло!
Воспитатель: Ребята! Кто из вас ходил в лес за грибами? Вижу многие из вас имеют опыт в этом деле. Тогда скажите мне пожалуйста, что же такое гриб? (ответы детей)
Воспитатель: Грибы – это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов. (Показываю схему гриппа). Что есть у грибов? ( дети отвечают: ножка и шляпка). Правильно, ножка, шляпка, корни – грибница. С помощью грибницы они размножаются. (рассказываю каким образом они размножаются). Людей, которые идут в лес за грибами, называют грибниками. Настоящие грибники берегут лес и никогда не дёргают грибы из земли с корнем, так можно повредить грибницу, тогда не вырастут на этом месте маленькие грибочки. Гриб нужно аккуратно срезать ножом.
Воспитатель: У каждого гриба есть свой дом, где он растёт. Белый гриб (показываю на картинке) – боровик растёт в сосновом и еловом лесу. Шляпка у него мясистая, упругая, светло серая или коричневая. Ножка толстая – белая. Белые грибы сушат, а потом варят из них суп. В сосновом лесу растут маслята. (показываю изображение)
— Как вы думаете, почему эти грибы так называются? (Ответы детей.)
— Да, у них шляпка скользкая, словно маслом смазана. А какой гриб мы нашли под осиной?
Дети: Под осиной нашли подосиновик.
Воспитатель: Правильно (показываю подосиновик). А под берёзой?
Дети: Под берёзой нашли подберёзовик.
Воспитатель: — А вот в густой траве выросли лисички – рыжие, как лесной зверь лисичка. У него говорящее название.
— Ребята! А это, что за чудо-пень? (картинка). Весь усыпан грибами. Это опята – дружные ребята, растут они большими семьями на пеньках.
— Это мы говорили о съедобных грибах. Их можно варить, жарить, мариновать, сушить.
Воспитатель: — А вот на полянке мы увидели красивый гриб( картинка с грибом): тонкая белая ножка с юбочкой, шляпка красная с белыми пятнами. Догадались, что это за гриб?
Дети: Это мухомор!
— А какой ещё ядовитый гриб вы, ребята, знаете? (Ответы детей.) Правильно, бледная поганка. У этого гриба длинная тонкая ножка и бледно-серая шляпка. (показываю картинку).
Воспитатель: — Теперь вы знаете, какие грибы — съедобные, а какие – ядовитые. Пойдёмте в гости к Ёжику. Возьмём с вами лукошко (как это делают грибники – люди, которые собирают грибы) и по дороге соберём ему гостинец – съедобные грибы, которые нам встретятся.
Физкультминутка и гимнастика для глаз «Дождик»
Воспитатель: Вставайте, ребята, подходите ко мне, беритесь за руки и цепочкой пойдём по извилистой тропинке в лес за Умной Вороной. Напомните, как нужно вести себя в лесу?
Дети: Нельзя шуметь, внимательно смотреть под ноги, ломать ветки…
(Включается аудио запись «Шум дождя».)
Воспитатель: Вот и дождик кончился. Сколько вокруг листьев на земле лежат в лесу. А после дождя в лесу быстрее растут грибы.
Ворона: Давайте поиграем. Кто гиб найдёт, берите листочек, а на нем загадка. (подносят листочки воспитателю).
Загадка 1.
На толстой белой ножке
Коричневая шляпка
Наверняка любой грибник
Найти мечтает … (боровик).
Воспитатель: Ребята, возьмём этот гриб? Съедобный гриб-боровик? Рассмотрите его внимательно, потрогайте. (Дети отвечают, рассматривают муляж гриба, исследуют его на ощупь, кладут в лукошко. Так же с остальными грибами.)
Загадка 2.
Притаился незаметно
Под берёзой в холодке,
Гриб коричневого цвета
На пятнистом корешке. (Подберёзовик)
Загадка 3.
Ножка белая, прямая,
Шляпка красная такая,
А на шляпке, на верхушке
Беленькие конопушки. (Мухомор)
Воспитатель: Ребята! А почему вы мухомор в лукошко не положили? (Ответы)
Умная Ворона: Правильно, мухомор не надо в лукошко класть, но и топтать его не стоит. Оставьте, пусть растёт. Многие грибы, которые для людей ядовиты, полезны для обитателей леса. Например, мой знакомый лось лечится мухоморами. Давайте ему оставим этого красавца в красной шляпке.
Дети находят гиб, но сомневаются хороший ли он.
Воспитатель: Запомните важное правило, которое нужно соблюдать при сборе грибов: «Не знаешь, что это за гриб, не уверен, съедобный он, или нет, тогда не рви, пусть растет».
Умная Ворона: Да мы уже почти пришли. Вон видите раскидистое дерево стоит, под ним норка Ежа. (Дети с воспитателем подходят к Чудо-дереву с кленовыми листьями в Уголке природы.)
Появляется игрушка – ёжик.
Ёжик: Здравствуйте, ребята, как я рад, что вы пришли! Я наблюдал за вами, пока вы по лесу шли. Вы такие молодцы! Бережно к лесу относитесь и к его обитателям: ни одной веточки не сломали, ни одного гриба и ягодки не затоптали, не шумели.
Дидактическая игра «Что в лукошко мы берём?»
Ёжик называет грибы, которые упоминались в ходе занятия. Если съедобный, дети хлопают (кладут в лукошко), если ядовитый – не топают.
Воспитатель: Ёжик, мы по дороге к тебе набрали полное лукошко съедобных грибов. Угощайся сам и угости Умную Ворону.
Итог
Воспитатель: Ну вот, ребята, мы снова в своей группе. Вы все большие молодцы, справились со всеми заданиями! Понравилось вам путешествие? Что вы о нём расскажите своим родителям, о чём узнали, что делали?
Ответы детей.