Консультация для педагогов
«Виды игр с природным материалом, используемые в образовательном процессе»
Алиева Марина Алексеевна,
воспитатель ГОБУЗ «Областной специализированный дом ребёнка для детей с органическим поражением ЦНС с нарушением психики»
г. Апатиты Мурманской обл.
Игры детей с природными материалами (песок, вода, глина, и т.п.) – это исторически сложившаяся деятельность детей, заключающаяся в воспроизведении действий взрослых и направленная на ориентировку и познание предметной действительности. Ознакомление с природой играет огромную роль в умственном, эстетическом и нравственном развитии. Ежедневные прогулки становятся для ребенка окном в окружающий мир, временем удивительных открытий, ведь все воспринимается им впервые.
Именно тогда малыш осознает, что из мокрого песка можно слепить куличик, а из сухого – создать горку; что деревья укоренены в земле, а на их ветвях растут листья, шишки ; что если вылить воду из лейки, то образуется лужа, которая быстро испарится. Крайне важно, чтобы эти небольшие открытия происходили регулярно, формируя потребность в поиске, наблюдении, удивлении и радости, а самое главное – в приобретении уникального опыта взаимодействия с природой.
Игры с песком
Игры с песком благоприятно влияют на развитие и психоэмоциональное состояние детей. Занятия с песком – это привычный и понятный вид активности для любого ребенка. Перенесение привычных педагогических методик в песочницу оказывает более сильное развивающее и обучающее воздействие, чем традиционные методы.
Прежде всего, это значительно увеличивает мотивацию ребенка к самостоятельному обучению, проведению экспериментов и независимой работе.
Кроме того, взаимодействие с песком активно стимулирует тактильное восприятие, которое является основой для развития мелкой моторики и «ручного интеллекта», творческие способности и воображение.
Игры с песком способствуют более комплексному и активному развитию всех когнитивных процессов, таких как восприятие, концентрация, память, мышление, а также речь и двигательные навыки.
Улучшается предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем положительно сказывается на развитии сюжетно-ролевых игр и коммуникативных способностей ребенка.
Также, подобно воде, песок обладает свойством нейтрализации негативной энергии.
Важно помнить, что игры с песком должны проходить под присмотром взрослого, чтобы избежать опасных ситуаций.
Игры с песком и другими природными материалами открывают безграничные возможности для развивающих занятий, направленных на воспитание, обучение, познавательное и эмоциональное развитие, а также формирование пространственного мышления.
Самые простые игры с песком часто становятся любимыми у детей:
- Лепка куличиков и создание фигурок животных, игрушек или фруктов с помощью формочек.
- Изучение свойств песка: пересыпание, раздувание, перемешивание различными предметами.
- Игра в прятки с закапыванием и откапыванием мелких игрушек.
- Создание домиков для фигурок животных.
- Наполнение различных емкостей песком и изучение издаваемых звуков при встряхивании.
- Оставление отпечатков пальцев, ладоней и различных предметов на песке. Усложнение игры вопросами об источнике отпечатков.
- Рисование различных фигур на песке.
- Простые строительные игры развивают мелкую моторику. Постройка даже простого домика требует умения использовать лопатку для сгребания, уплотнения песка, создания дверей и окон.
- Организация театрализованных представлений с использованием фигурок сказочных персонажей способствует развитию речи, пространственной ориентации и навыков совместной игры.
Игры с природными материалами оказывают комплексное воздействие на психическое и личностное развитие ребенка. Они обогащают чувственный опыт, развивают сенсорную сферу, познавательную активность, высшие психические функции и творческие способности. Стимулируется наблюдательность и интерес к окружающему миру, дети приобретают знания через самостоятельный поиск и исследования.
Тактильное взаимодействие с окружающей средой начинается в раннем возрасте и продолжается на протяжении всей жизни, являясь важным фактором психического развития и эмоционального благополучия. Природа – это уникальная среда, где ребенок получает первый опыт творчества, где игра, художественная деятельность и спонтанность тесно переплетаются. Как писал К.Д. Ушинский, лучшая игрушка для ребенка – это куча песка, которую он может менять по своему усмотрению.
Организация развивающей песочной среды
Требования к работе с детьми.
1. Ребенок должен быть заинтересован в игре. Педагог не должен настаивать если у ребёнка нет желания играть в данный момент.
2. Квалифицированная подготовка педагога и его креативность в организации занятий.
3. Отсутствие у детей аллергических реакций на сухую песчаную пыль, повреждений кожи рук и дерматологических заболеваний.
4. Планирование и проведение игровых занятий с песком.
Первоначальный этап (в адаптационных играх-занятиях с песком действия и объяснения педагога адаптируются к возрастным особенностям детей). Игровые занятия рекомендуется проводить в небольших группах детей, используя одну большую или несколько небольших песочниц. Педагог представляет детям персонажа-помощника для игр с песком. Игрушка должна быть привлекательной и интересной для детей. Этот персонаж используется исключительно в песочнице или, в редких случаях, на групповых занятиях, и через него педагог озвучивает правила поведения, ограничения и поощрения. Во время игр педагог акцентирует внимание детей на изменениях в тактильных ощущениях, побуждая их описывать свои чувства и сравнивать их. Педагогу необходимо внимательно наблюдать за реакцией детей при взаимодействии с сухим и влажным песком. Если ребенок испытывает неприятные ощущения, не следует настаивать на продолжении занятия. Педагог сначала сам демонстрирует все движения в песке, а затем дети их повторяют. Старшие дети при желании могут предлагать свои варианты игры, а младшие выполняют действия вместе со взрослым, «рука в руке».
Инструкции для игр в песочнице:
— Не разбрасывать песок во время игры
— Не бросать песок в сторону других детей.
— Относится бережно к игровому инвентарю, не разбрасывать его.
— Не прикасаться грязными руками к лицу, особенно к глазам.
— Не пробовать песок на вкус.
— После завершения игры тщательно вымыть руки.
— В случае попадания песка в глаза, уши, нос или рот, немедленно сообщить педагогу и промыть пораженные участки водой .
В процессе игр с природными материалами педагоги должны создавать атмосферу, способствующую развитию познавательных способностей и разнообразию игровых действий у детей. Для игр с песком рекомендуется использовать разнообразный инвентарь: лопатки из пластика и дерева, формочки, воронки, сита, ведёрки, фигурки различных животных и куклы, различные пластиковые емкости, такие как бутылочки из-под воды и стаканчики от йогурта, а также крышки, могут обрести вторую жизнь в качестве деталей для самодельных игрушек. Наряду с ними, природные элементы: ветки, камни, шишки, ракушки и прочее, станут отличным дополнением.
Подобные игрушки, созданные своими руками, способны увлечь ребенка не меньше, чем их магазинные аналоги. Дети часто находят особое очарование в вещах, сделанных с любовью и фантазией, а использование переработанных материалов и природных элементов делает процесс игры еще более интересным и познавательным.
Взаимодействуя с песком, ребенок познает его характеристики (такие как вязкость, плотность и другие) и одновременно увлекательно проводит время. Используя подходящие игрушки, дети могут разнообразить свои игры. Созидательная деятельность требует постоянного контроля и направления. В простых играх воспитатель может ограничиваться уточнением знаний детей о свойствах материалов и демонстрацией способов строительства. Однако, при переходе к строительно-сюжетным играм, усложняются как методы показа, так и способы организации совместной игры.
Строительно-сюжетные игры предполагают наличие у детей более развитых и разнообразных навыков. Даже при создании простого домика из песка или снега, ребенок должен уметь использовать лопатку разными способами (например, сгребать, насыпать и т.д.). Важно, чтобы он мог ориентироваться в расположении своей постройки относительно построек других детей и умел строить вместе с ними на ограниченном пространстве.
Игры с водой
Водные развлечения всегда приносят восторг и делают досуг интереснее и живее. В летний период открывается прекрасный шанс разнообразить детские забавы. Яркое солнце и сочная зелень травы создают идеальную атмосферу для релаксации и игр.
Дети с удовольствием переливают воду из одной емкости в другую, устраивают купание для своих кукол, участвуют в простых экспериментах, изучая характеристики различных объектов (что плавает, а что погружается). На территории детского сада ребята собираются вокруг луж или весенних ручейков, запускают самодельные кораблики из бумаги, пенопласта или дерева, кидают разные предметы, чтобы выяснить, какие из них держатся на воде, а какие идут ко дну. Благодаря этому, в младшем возрасте дети начинают понимать, что вода обладает текучестью. Дети в возрасте 4-5 лет формируют представление о том, что вода не имеет собственной формы и легко растекается, что некоторые предметы могут плавать в ней, а другие тонут, а также что она прозрачная.
Широкий выбор игрушек способствует разнообразию детских занятий и обогащает их сенсорный опыт. Однако этого недостаточно для того, чтобы ребенок мог осознанно обобщить свойства материалов и научиться правильно взаимодействовать с игрушками. Важно, чтобы воспитатель принимал участие в играх детей, как в младших, так и в старших группах. В ходе игры он называет, конкретизирует и иногда корректирует состояние материалов, их свойства, обосновывает логику игровых действий. В результате дети постепенно осваивают различные способы восприятия признаков материалов и их определения в каждой конкретной ситуации.
Игры с растительным материалом
Помимо развлечений с песком и водой , важную роль играют занятия с самодельными игрушками. Поделки, созданные детьми вместе с педагогом из природных материалов, таких как кора, шишки, желуди, трава, ветки, глина и солома, могут представлять собой лодки, корабли, птиц, животных насекомых и даже мебель.
Для привлечения внимания детей, педагог заранее готовит идентичные образцы и показывает их, объясняя, из чего они сделаны. Воспитатель представляет природные материалы и предлагает детям попробовать создать что-то похожее самостоятельно.
Дети с энтузиазмом играют с такими игрушками, а процесс их изготовления проходит под внимательным присмотром педагога. Важно, чтобы воспитатель акцентировал внимание на преимуществах коллективного труда.
Когда дети начинают взаимодействовать с природными формами, они не сразу осознают, что их замыслы обусловлены естественными границами материала. В отличие от пластилина, где форму можно изменять по своему усмотрению, природный материал уже обладает определенной структурой. Игрушки, сделанные своими руками, – это не только результат интересных занятий с приятным и удобным материалом, но и побуждение к развитию креативного мышления и фантазии.
Работая с глиной, можно изготавливать кувшины и посуду, добавляя немного воды и высушивая изделия на солнце. Летом, собирая цветы и листья, можно создавать гербарии и панно из высушенных растений.
Игры с камнями стимулируют воображение и речь. Педагог подбирает камни различных форм и размеров, которые затем можно раскрасить, превратив в животных, насекомых , сказочных героев, дома или автомобили. Камни также могут служить дидактическим пособием для обучения счету и чтению, если на них нанести цифры или буквы.
Создание поделок из даров природы – это не только увлекательное занятие для детей, но и мощный стимул для развития их воображения. Этот вид деятельности подразумевает наличие сноровки и аккуратности, что играет важную роль в подготовке руки к письму и другим видам учебной работы. Работа руками способствует развитию сенсомоторных навыков, координации движений и синхронизации работы зрения и моторики. Природные материалы – это настоящий источник вдохновения, который в умелых руках превращается в нечто новое и интересное.
Дидактические игры с использованием природного материала
Как уже упоминалось, игры, основанные на использовании природных материалов, вызывают у детей неподдельный интерес. В отличие от привычных, покупных игрушек, они воспринимаются как необычные и стимулируют развитие творческого мышления, воображения, фантазии и мелкой моторики. Дидактические игры, включающие в себя природные элементы, являются эффективным инструментом для сенсорного развития и повышения познавательной активности детей.
В младшей группе рекомендуется начинать с использования знакомых овощей и фруктов. Под руководством педагога дети учатся различать предметы, выделять их характеристики и находить сходства. Для облегчения различения на начальном этапе следует использовать материалы с ярко выраженными отличиями, постепенно добавляя похожие.
При проведении дидактических игр учитывается текущий уровень знаний и опыт детей в решении задач. Усложнение игр происходит за счет увеличения количества природного материала, повышения самостоятельности в выполнении заданий и необходимости самоконтроля правильности выполнения.
При планировании игр воспитатель предусматривает их последовательное усложнение, определяя дидактические задачи в порядке возрастания сложности. Для младшей и средней групп эти задачи могут включать: нахождение предметов по сходству, по названию, выделение признаков, узнавание с помощью органов чувств, группировку по признакам, нахождение целого по части, узнавание по описанию.
В играх с детьми пяти лет вводится задача описания предметов растительного мира, сначала с помощью взрослого, затем самостоятельно. Задание усложняется от ответов на вопросы к совместному описанию и, наконец, к самостоятельному перечислению признаков.
При организации таких игр важно обеспечить активное участие каждого ребенка, предоставить каждому индивидуальное задание или роль. Можно предлагать повторение действий за другими детьми. Важно знакомить детей с общепринятой терминологией, учить оперировать понятиями, такими как «окраска», «форма», «величина», давая образец правильного употребления.
С раннего возраста необходимо приучать детей использовать общепринятые определения свойств и признаков предметов. В ходе игры проявляется интерес к детальному рассмотрению предмета, что можно использовать для ознакомления с его характеристиками. Стремление украсить помещение или сделать подарок может стать поводом для игр, в ходе которых прививается бережное отношение к растениям.
Игры с природными материалами – доступный способ формирования представлений о природе. Педагог может рассказать о свойствах материалов, закономерностях природы и влиянии неживой природы на живую. Изучение неживой природы помогает ознакомиться с признаками, которые сложно объяснить словами.
Рекомендации для педагогов по организации занятий с детьми с использованием природных материалов:
— Обеспечьте заинтересованность и позитивный настрой у детей во время игр и занятий с природными материалами.
— Регулярно организуйте прогулки и экскурсии, во время которых обращайте внимание на интересные объекты и явления окружающей среды. — — Активно вовлекайте детей в сбор природного материала: шишек, различных цветов, сухих трав и лепестков.
— Собранные природные материалы для поделок и игр храните аккуратно в промаркированных коробках с крышками, разделив на секции для удобства хранения мелких деталей.
— Вместе с детьми рассматривайте и ощупывайте природные материалы, подчеркивая их уникальность и необычные формы (изогнутые ветки, интересные овощи и фрукты и т.п.).
— Во время создания поделок используйте художественное слово.
— Мастерите вместе с детьми, давая им простые задания: например, соеденить с помощью клея скорлупу грецкого ореха и шишку, чтобы получился грибок для игры. В кусочек коры можно вставить палочку и прикрепить парус из бересты, чтобы сделать лодочку для игр в воде.
— Поддерживайте интерес детей к сбору и использованию различных природных материалов : ракушек, скорлупы грецких орехов , шишек ,различных семян, листьев и т.д
— Чаще планируйте совместное создание и обыгрывание коллективных композиций на темы сказок, леса, воды и т.д.
— Активно привлекайте родителей к сбору природного материала.



15 июля, 2025
admin
Опубликовано в рубрике 







