Конспект логопедического занятия
«Звуки «з» , «зь «. Твердый согласный звук. Мягкий согласный звук»
Малик Галина Анатольевна,
учитель-логопед ГКДОУ №34 «Золотой петушок»,
г. Невинномысск, Ставропольский край
Коррекционно — образовательные задачи:
-закрепить: понятие гласный и согласный звуки; определение первого согласного звука в слове и гласного звука в односложном слове; выкладывание символами односложных слов и их звуковой анализ ;
-познакомить детей со звуками «з»,»зь»; объяснить понятия: » твердый согласный звук»,»мягкий согласные звук», учить дифференцировать твердый и мягкий согласные звуки «з»,» зь » изолированно, в слогах , в словах.
— совершенствовать умение грамматически правильно строить сложноподчиненное предложение.
Коррекционно — развивающие задачи:
— развивать речевую активность, развивать фонематический слух, развивать зрительное и слуховое внимание и восприятие, развивать логическое мышление, повышать познавательную коммуникативную мотивацию .
Коррекционно — воспитательная задачи:
— формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, уважения к другим; воспитывать самостоятельность, инициативность.
Оборудование:
— предметные картинки с изображением инопланетянина, звездолета, комара, комарика, предметные картинки в названиях которых есть звуки «з»,» зь «, звуковички, символы звуков, звуковая линейка, предметные картинки для определения первого согласного звука в слове, звуковые замки, фишки.
Ход занятия:
Организационный момент.
Логопед. Дети, сегодня у нас необычное занятие. К нам пришли гости, чтобы увидеть и услышать как много вы знаете. Давайте подарим им свои улыбки. А сейчас все глазки и ушки на меня. Я напомню вам наши правила. ( Обращает внимание на плакат с правилами работы в группе.) А теперь, внимание! Сядет за стол тот, кто услышит свое имя. ( Логопед шепотом называет имена детей — дети проходят на места.)
Введение в тему.
Логопед. Сегодня на занятии я вас хочу познакомить с одним интересным гостем, который прилетел к нам на летающей тарелке с другой, иной планеты. Кто он? (Инопланетянин) Как еще можно сказать про нашего гостя, если он пришел к нам из космоса? (Пришелец)
Показывается картинка с изображением инопланетянина.
А мы живем на планете Земля, значит мы с вами кто? (Земляне)
Работа по теме.
Логопед. Когда наш гость путешествовал в космосе на своей летающей тарелке,то увидел нашу землю. Она ему очень понравилась. Поэтому-то он и решил приземлиться на ней. Как вы думаете, почему пришельцу понравилась наша Земля? (Ответы детей)
1. Повторение пройденного.
Логопед. На нашей планете не только красивая природа, большие города , но и хорошие, добрые люди, такие как мы с вами, ваши родители или друзья. Давайте мы с вами сделаем доброе дело: научим нашего гостя разговаривать на нашем языке и расскажем о звуках, с помощью которых мы говорим.
1) Блиц — опрос.
— Вика, расскажи какие бывают звуки? (гласные и согласные)
— Никита, назови гласных звуки,которые мы знаем.
— Егор, почему эти звуки гласные ?
— Саша, скажи согласные звуки тоже можно петь? Почему?
— Егор, посмотри на звуковичков и назови их.
2) Работа с символами.
— А теперь, пожалуйста, определите первый звук в слове и поставьте соответствующую карточку.(игра с картинками)
— Послушайте слово и покажите тот гласный звук, который в нем звучит (каждому индивидуально: дом, мак, дуб, кит, сок, шар)
— Возьмите полосочку и давайте выложим слово : мак (сом).Какой первый звук? Он гласный или согласный. Назовите второй звук. Какой это звук? Почему он гласный? Пожалуйста, назовите последний звук. Какой звук «к»? Объясните почему звук «к» согласный?
2. Новая тема.
1) Логопед. Сегодня я хочу вас познакомить еще с одним звуком, а вот с каким, вы узнаете из сказки.
В густом лесу жил-был комар . Комар не любил солнышко, ему больше нравились густые-густые кусты, травы, заросли камыша. В жаркий день именно там он и прятался . Но только солнышко уходило за горизонт, комар вылетал из своего домика. Вместе с ним вылетали его друзья, такие же комары. Приветствуя друг друга , они звенели: «з-з-з».
Сегодня мы знакомимся со звуком.. «з».
2) Логопед. Давайте произнесем звук «з». Как вы думаете его можно петь? Почему? Если звук «з»петь нельзя , значит он какой? Звук «з» мы будем обозначать вот такой картинкой.
( Показывается картинка с изображением комара. Символы звуков по Т.А. Ткаченко)
Физминутка (игра «Не верь глазам, а верь ушам»)
3) Давайте послушаем продолжение сказки.
Среди его друзей были большие комары и маленькие . Взрослые , большие комары звенели сильным, твердым голосом (з) ,а маленькие комарики звенели более тонким , мягким голосом (зь). Итак, дети, звук «з» может произносится твердо -ззз- , и может произносится мягко -зьзьзь-
Пожалуйста, произнесите твердый звук «з». А теперь произнести мягкий звук «зь «.Это два разных звука.
4) Если это два разных звука, значит и жить они должны в разных замках. Запомните, дети, твердые согласные звуки живут в синем замке, а мягкие согласные звуки — в зеленом.
— Вика, возьми звуковичка, которого зовут «з» и найди его замок, а ты, Тема, найди замок для звуковичка «зь «.
5) А сейчас поиграем.
а) Я вам раздаем каждому синий и зеленый кружочки и буду произносить звуки. Если произнесу твердый звук «з» — поднимите синий кружок, если произнесу мягкий звук «зь » — поднимите зеленый.
б) А сейчас разделимся на команды: команда девочек и команда мальчиков. Девочки поднимают зеленые кружочки, если услышат мягкий звук «зь «, мальчики — синие, если услышат твердый звук «з» ( за,зя,зе,зы,зи,зо,зу)
в) А теперь я предлагаю сделать нашим звуковичкам подарки.
Пожалуйста, возьмите картинку, назовите ее и определите как звучит в слове звук «з».Если твердо, то дарите ее синему звуковичку, а если в слове услышите мягкий звук «зь » — отдаете зеленому звуковичку.
3. Заключение.
Логопед. Сегодня на занятии мы узнали, что согласные звуки бывают твердыми и мягкими и познакомились не с одним , а с двумя звуками. С какими? ( С твердым звуком «з» и с мягким звуком «зь «.) И еще мы узнали,что твердые согласные живут в синем замке, а мягкие согласные звуки…?
Итог занятия
Логопед. И самое главное : сегодня на занятие мы делали доброе дело — учили инопланетянина нашему языку, и я предлагаю дальше знакомить его со звуками нашей речи.