В настоящее время педагогу не обойтись без применения ТРИЗ-технологии (теории решения изобретательских задач).
Эта технология хоть и не нова, но очень актуальна, так как полностью реализует задачу развития творческой личности. Она соответствует принципам развивающего обучения, идеям деятельностного подхода, а также основным положениям ФГОС ДО.
Посредством ТРИЗ дети не только воспринимают и запоминают информацию, но и сами активно участвуют в процессе познания и решают нестандартные задачи в различных областях деятельности.
ТРИЗ – это ещё и методически универсальная технология. Благодаря ей можно решать задачи развития, обучения и воспитания по всем образовательным областям ФГОС ДО.
Например:
Социально-коммуникативное развитие:
— развитие инициативности, самостоятельности, любознательности, ответственности, доброжелательности;
— формирование представлений о предметах окружающего мира.
Речевое развитие:
— развитие общения;
— обогащение и активизация словарного запаса на основе углубления представлений об окружающей действительности;
— создание в окружении ребенка культурной речевой среды и способствование активизации детской речи.
Художественно-эстетическое развитие:
— развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия;
— развитие самостоятельной творческой деятельности.
Физическое развитие:
— становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.
Но основные задачи решаются в образовательной области «Познавательное развитие»:
— формирование умения наблюдать, сравнивать, систематизировать, классифицировать;
— активизация познавательных процессов — восприятия, мышления, воображения, памяти;
— обогащение знаний и представлений об окружающем мире;
— развитие поисковой и исследовательской деятельности;
— развитие познавательного интереса и познавательных действий.
Уважаемые коллеги! Даже если вы не берёте полностью ТРИЗ, то включайте в образовательный процесс хотя бы элементы этой технологии!
Более развивающей технологии навряд ли можно найти. Она насыщена разнообразными проблемными и поисковыми ситуациями, которые побуждают дошкольников к творческому выбору, к самостоятельности и активности. И каждый ребенок может получить возможность для самовыражения и порадоваться своим творческим достижениям.
На странице сайта «Библиотека», в разделе «Познавательное развитие», есть хорошая книжка с практическими материалами по ТРИЗ. Называется она «Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений», автор Гин Светлана Ивановна.
Скачайте её и применяйте в работе!
Уважаемые коллеги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта,
доцент, кандидат педагогических наук.
Уважаемая Бэла Геннадьевна,у меня возникли затруднения по тематическому контролю,а именно в составлении карт для этого контроля. Тема контроля «Внедрение технологии ТРИЗ в воспитательно-образовательный процесс».Если можете помочь в этом вопросе буду рада.
Светлана, Вы, наверное, знаете, что структура карты примерно такая: создание условий, план по этой теме, мониторинг детей, мониторинг воспитателей, работа с родителями.
А если говорить о содержании карт, то их можно сделать по аналогии с темами «развитие творческих способностей» и «познавательное развитие».
Здравствуйте,да я имела ввиду содержание карт.Спасибо.
Бэла Геннадьевна,скажите пожалуйста ,в каком документе определенно ,что ФЭМП проводится во вторник и четверг либо в середине недели. Просто читаю об этом на сайтах,но конкретного документа нет. В СанПине об этом ничего не сказано. Там говорится о том ,что занятия требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня. Для профилактики утомления детей рекомендуется проводить физкультурные, музыкальные занятия, ритмику и т.п. Это мне нужно для составления расписания.И если я поставлю ФЭМП в понедельник,будет ли это нарушением?
Светлана, я не слышала и не видела такого документа. Просто уже давно сложилась такая практика, что занятия, требующие большой умственной нагрузки от детей, проводят в первую половину дня и в середине недели. Желательно бы не ставить ФЭМП в понедельник. Особого нарушения не будет, но грамотный проверяющий обязательно обратит на это внимание.
Спасибо
Возможно и так,но эта практика видимо сложилась задолго до ФГОС. когда ФЭМП это была чистой воды математика,когда занятия носили репродуктивный характер и не было интеграции А теперь занятия носят деятельностный и игровой характер. Одна деятельность сменяется другой, на протяжении всей образовательной ситуации.Проводятся физминутки и дети не успевают утомляться. Может поэтому и нет каких то четких рекомендаций в нынешних нормативных документах? Но это лично мое мнение.
Возможно и так,но эта практика видимо сложилась задолго до ФГОС. когда ФЭМП это была чистой воды математика,когда занятия носили репродуктивный характер и не было интеграции А теперь занятия носят деятельностный и игровой подход. Одна деятельность сменяется другой, на протяжении всей образовательной ситуации.Проводятся физминутки и дети не успевают утомляться. Может поэтому и нет каких то четких рекомендаций в нынешних нормативных документах? Но это лично мое мнение.
Светлана, молодец!!!! Великолепный аргумент! Тогда ставьте занятие в понедельник!!! После такой методически грамотной аргументации ни у одного проверяющего не останется никаких возражений! Я обязательно возьму Ваши слова «на вооружение». Честно, я бы даже не догадалась так сказать))) Супер!
Спасибо
Спасибо, мне очень приятно слышать это от вас.Тем более,что я начинающий методист.