Современные задачи по речевому развитию дошкольников

Достаточно часто при написании плана или конспекта НОД педагоги испытывают затруднения в формулировке задач.

Что нужно учитывать?

Формулируя задачи образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО, необходимо помнить, что одним из основных принципов дошкольного образования является личностно-развивающийся и гуманистический характер взаимодействия педагога и детей. Это значит, что ребенок признается полноценным участником образовательных отношений и активным субъектом в выборе содержания своего образования.

Основная форма организации современного образовательного процесса – совместная деятельность воспитателя и ребенка.

Таким образом, если в совместной деятельности педагог и ребенок выступают как равноправные участники образовательного процесса, то и формулировать задачи нужно, исходя из позиции партнера. Поэтому следует исключить из формулировок глагол «учить», а целесообразнее применять глаголы «способствовать», «формировать», «обогащать», «развивать», «активизировать» и другие.

Ниже приведены примеры современных формулировок задач по образовательной области «Речевое развитие» и по каждому возрастному периоду дошкольников – младшему, среднему, старшему (5-7 лет).

Задачи образовательной области «Речевое развитие»

  1. Задача по ФГОС ДО: Владение речью как средством общения и культуры

Подзадачи:

Младший дошкольный возраст:

— формировать умение спросить, ответить, попросить, подать реплику;

знакомить с образами обращения к взрослым и сверстникам;

способствовать доброжелательному общению со сверстниками;

формировать потребность делиться своими впечатлениями со взрослыми и сверстниками.

Средний дошкольный возраст:

обсуждать с детьми информацию о предметах, явлениях, событиях, которые выходят за пределы привычного им ближайшего окружения;

формировать умение проявлять инициативу в общении;

формировать умение дошкольников посредством речевого взаимодействия налаживать контакты друг с другом.

Старший дошкольный возраст:

развивать  мотивационно-потребностную сферу в общении;

формировать коммуникативно-целесообразную речь;

формировать умение общаться в паре, группе, в коллективе;

создавать условия для самостоятельности и активности ребенка в речевой деятельности.

 

  1. Задача по ФГОС ДО: Обогащение активного словаря

Подзадачи:

Младший дошкольный возраст:

побуждать называть предмет, вещь, игрушку, их качества, свойства, возможные действия;

вырабатывать понимание значений обобщающих слов и умение использовать их в речи (игрушки, овощи, мебель и т.д);

обогащать словарный запас детей на основе углубления представлений об окружающей действительности.

Средний дошкольный возраст:

формировать умение понимать многозначные слова, сочетаемость разных слов («идет» — о человеке, поезде, фильме, дожде);

уточнять обобщающие понятия (игрушки, овощи, мебель и т.д.);

расширять представление о синонимах и антонимах;

— способствовать овладению разным способам словообразования;

— способствовать использованию в речи наиболее употребительных прилагательных, глаголов, наречий, предлогов.

Старший дошкольный возраст:

активизировать употребление антонимов, синонимов, омонимов в речи; продолжать знакомить со значениями многозначных слов;

—  активизировать словарь детей прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов,  наречиями, обозначающими  взаимоотношения людей;

— формировать умение употреблять в речи слова в точном соответствии со

смыслом.

 

  1. Задача по ФГОС ДО: Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Подзадачи:

Младший дошкольный возраст:

— способствовать умению детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже, употреблять существительные с предлогами;

знакомить с глагольной лексикой;

знакомить с простыми повествовательными и вопросительными предложениями;

формировать умение воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа сначала по вопросам взрослого, затем вместе с ним;

способствовать формированию диалогического общения;

вовлекать в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций, наблюдений за живыми объектами, после просмотра спектаклей и мультфильмов;

подводить детей к составлению рассказов из личного опыта.

Средний дошкольный возраст:

продолжать формировать умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи, образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных;

способствовать развитию диалогической речи;

приобщать к элементарным правилам ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника, формулировать и задавать вопросы, строить ответ в соответствии с услышанным);

продолжать формировать навыки пересказывания и составления небольших рассказов;

способствовать включению элементов рассуждения при формировании описательной речи ;

продолжать формировать навыки повествовательной речи;

знакомить с композицией связного высказывания (начало, середина, конец).

Старший дошкольный возраст:

способствовать правильному употреблению предлогов, выражающих пространственные отношения (на, в, за, из, под, между, перед и др.);
помогать образовывать имена существительные во множественном числе, родительном падеже множественного числа;

формировать умение пользоваться глаголами в повелительном наклонении;

формировать активную диалогическую позицию дошкольников (инициативность в вопросах, готовность к ответам, умение слышать и понимать собеседника);
создавать условия для активизации диалогического общения дошкольников;
упражнять в умении интонационно отражать цель высказывания;

формировать умение строить не только простые распространенные, но и сложные предложения разных типов;

формировать умение строить разные типы высказываний (описание, повествование, рассуждение);

совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью;
создавать в окружении ребенка культурную речевую среду и способствовать активизации детской речи;

— помогать осваивать формы речевого этикета.

 

  1. Задача по ФГОС ДО: Развитие речевого творчества.

Подзадачи:

Младший дошкольный возраст:

обогащать знания детей об окружающей действительности;

—  обогащать опыт восприятия малых фольклорных форм;

— формировать эмоциональный отклик на художественные образы в литературных и фольклорных произведениях.

Средний дошкольный возраст:

— способствовать развитию художественного восприятия;

— формировать умение чувствовать художественную форму, мелодию и ритм родного языка;

— поощрять словотворчество как одну из важнейших особенностей развития речи ребенка;

— способствовать сочинению коротких сказок и рассказов на заданную тему;

продолжать знакомить с разными жанрами литературы, их специфическими особенностями.

Старший дошкольный возраст:

— развивать способность составлять небольшие рассказы творческого  характера на тему, предложенную воспитателем; по потешке, загадке, песенке; придумывать необычные окончания к знакомым сказкам; соединять сюжеты произведений разных жанров;

— продолжать совершенствовать умение подбирать сравнения, эпитеты, синонимы, антонимы, рифмы к слову и словосочетанию;

— совершенствовать понимание детьми особенностей жанра литературных произведений;

— активизировать включение в диалог персонажей новых действий и передачу импровизированного диалога с разными интонациями.

 

  1. Задача по ФГОС ДО: Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

Подзадачи:

Младший дошкольный возраст:

формировать умение четко про-износить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки: п – б;  т – д; к — г; ф — в; т — с — з — ц;

вырабатывать правильный темп речи и силу голоса;

— развивать интонационную выразительность;

— развивать фонематическое восприятие.

Средний дошкольный возраст:

закреплять правильное произношение

гласных и согласных звуков;

отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков;

  развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук;

развивать интонационную выразительность речи.

Старший дошкольный возраст:

продолжать закреплять отчетливое произношение звуков;

— формировать умение различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с — з, с — ц, ш — ж, ч — ц, с — ш, ж — з, л — р.

— продолжать развивать фонематический слух;

— формировать умение определять место

звука в слове (начало, середина, конец);

— совершенствовать интонационную выразительность речи.

 

  1. Задача по ФГОС ДО: Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы

Подзадачи:

Младший дошкольный возраст:

формировать интерес к художественной литературе;

— развивать эмоциональную отзывчивость на художественное произведение;

— знакомить с художественными текстами различных жанров (сказка, стихотворение, рассказ).

Средний дошкольный возраст:

— развивать способность к восприятию литературного произведения, к стремлению эмоционально откликаться на описанные события;

—  привлекать внимание к содержанию произведения; к восприятию на слух форме произведения (стихотворная, прозаическая), к некоторым особенностям литературного языка (сравнения, эпитеты);

— формировать умение анализировать художественное произведение при помощи вопросов.

Старший дошкольный возраст:

— формировать умение на основе анализа поступков персонажей высказывать свое эмоциональное отношение к ним;

— формировать умение определять жанр произведения (стихотворение, рассказ, сказка);

— способствовать восприятию наиболее ярких примеров образности языка (определения, сравнения, метафоры);

— обогащать литературный опыт с целью понимания идеи произведения, поступков героев, мотивов их поведения;

— совершенствовать целостное восприятие литературных произведений в единстве их содержания и художественной формы.

 

  1. Задача по ФГОС ДО: Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Подзадачи:

Младший дошкольный возраст:

— подводить к пониманию терминов «звук», «слово»;

формировать умение вслушиваться в звучание слова;

— развивать слуховое восприятие.

Средний дошкольный возраст:

— развивать фонематический слух: различение на слух и называние слова с определенным звуком;

— закреплять произнесение всех звуков языка;

— продолжать знакомить с терминами «слово», «звук»;

— формировать знания о том, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности;

—  формировать умение различать на слух твердые и мягкие согласные, определять и изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком;

— обращать внимание на длительность звучания слов (короткие и длинные).

Старший дошкольный возраст:

— продолжать формировать умение производить анализ слов различной звуковой структуры;

— способствовать умению выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова;

— активизировать умение качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук);

— способствовать правильному употреблению соответствующих терминов;

— формировать умение делить двухсложные слова на слоги, составлять слова из слогов, делить на слоги трехсложные слова с открытыми слогами.

— способствовать пониманию того, что речь состоит из предложений, предложение — из слов, слова – из слогов и звуков.

 

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.

Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта, кандидат педагогических наук

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

9 комментариев к записи “Современные задачи по речевому развитию дошкольников”

  1. татьяна:

    Здравствуйте Бэла Геннадьевна!Мне очень приятно с вами познакомиться, благодаря вашим подсказкам я получаю методическую помощь, так как специалистов не хватает , приходится самой искать. Спасибо Вам! Буду постоянным вашим гостем.!

  2. татьяна:

    Бэла Геннадьевна! Помогите мне с написание программы по самообразованию » Развитие речи детей по средствам продуктивной деятельности- рисование»

  3. Мария:

    Здравствуйте. Так много нужного и полезного можно найти на вашем сайте,помогите пожалуйста правильно написать методическую тему по развитию речи в детском саду.(сейчас все чаще встречается у нас в саду плохо говорящих детей) и нам методист порекомендовал больше работать с детьми в этом направлении. Но мы не можем правильно написать цели и задачи и как грамотней написать название нашей темы.

    • admin:

      Мария, здравствуйте! Спасибо Вам за отзыв о сайте! Мне очень приятно!
      Советую взять такие методические темы (на выбор):
      1. Развитие всех сторон устной речи детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности. (Сюда будут входить ЗКР, диалогическая и монологическая речь).
      2. Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством театрально-игровой деятельности. (Входят игры и театрализация)
      3. Развитие активной речи детей дошкольного возраста в процессе знакомства с различными жанрами детской литературы. (Про «детскую литературу» — из ФГОС).
      4. Развитие звуковой и интонационной культуры детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности. (Если у Ваших деток проблемы с ЗКР, то берите эту тему).

      А задачи можете выбрать из статьи, под которой мы с Вами переписываемся. (В статье написаны задачи по всем необходимым направлениям).

  4. Жанна:

    Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, как мне назвать методическую тему, если она связана с развитием речи дошкольников посредством моей собственной методики заучивания стихотворений и песен с помощью жестов. Т. е. я им показываю движения с помощью которых можно легко запомнить текст.А может уже существует такая методика, тогда как она называется?

    • admin:

      Жанна, здравствуйте! Долго думала над Вашим вопросом.
      Скорее всего, Ваша методика больше направлена на развитие памяти, а не на развитие речи. В этом и сложность формулировки.
      Но раз Вы хотите сделать акцент на речь, то можно сформулировать так: «Развитие активной речи детей дошкольного возраста посредством символико-моделирующих видов деятельности». Но тогда Вам надо добавить (чтобы была полноценная тема) мнемотехнику, какие-нибудь виды моделирования. А Ваша методика будет как новизна в этой теме.
      Даю ссылку на свою статью про символико-моделирующие виды деятельности:
      http://detstvogid.ru/razvitie-doshkolnikov-v-simvoliko-modeliruyushhih-vidah-deyatelnosti/.html