Коллеги очень часто обращаются ко мне с вопросом о том, какие темы являются актуальными, какую тему взять, на какие направления профессиональной деятельности нужно обратить внимание.
Прежде, чем ответить на вопрос, я хочу сказать о неправильном подходе к выбору темы (по самообразованию или методической темы детского сада) некоторых воспитателей и старших воспитателей. Они хотят «что-нибудь новенькое», «инновационное», не любят темы по развитию речи, нравственному воспитанию, трудовому воспитанию и другим традиционным направлениям. Стараются выбрать что-нибудь «этакое», чтобы удивить всех. А зря. Кого удивлять?
При аттестации экспертам абсолютно всё равно, по какой теме Вы аттестуетесь. Им главное – результат по этой теме. Повторяю, Вас оценивают по результату работы, а не по красивой формулировке.
Ориентироваться нужно на принцип проблемности: если у воспитанников Вашей группы проблемы со связной речью или произношением, то актуальной является именно «речевая» тема. Современность и инновационность будет в формах и методах работы (индивидуально-личностный, деятельностный подход, развивающее обучение и др.), а не в формулировке.
К тому же, не забывайте, что нужно будет найти диагностику по этой теме (по ней определяется результат деятельности). А то получается, что придумали «красивенькую» тему, а проверить результативность нечем))))
Тем не менее, актуальные и современные темы и направления существуют. Перечислю некоторые из их:
1. Индивидуализация образовательного процесса. Про индивидуализацию я писала в этой статье: http://detstvogid.ru/chto-pisat-pro-individualizatsiyu-obrazovatelnogo-protsessa/.html
Для старших воспитателей есть проект на эту тему: http://detstvogid.ru/povyshenie-professionalnoj-kompetentnosti-pedagogov-po-individualizatsii-obrazovatelnogo-protsessa-v-doo/.html
2. Развитие личностных качеств дошкольников. Где и как можно развивать качества личности детей писали я и коллеги в этих статьях:
— развитие инициативы и самостоятельности: http://detstvogid.ru/razvitie-initsiativyi-i-samostoyatelnosti-doshkolnikov-v-sotsialnyih-proektah/.html
— в процессе квест-технологий: http://detstvogid.ru/razvitie-lichnostnyh-kachestv-doshkolnikov-posredstvom-primeneniya-kvest-tehnologii/.html
— в процессе ИЗО-деятельности: http://detstvogid.ru/razvitie-lichnostnyih-kachestv-doshkolnikov-v-protsesse-izobrazitelnoy-deyatelnosti/.html
— посредством социальных акций: http://detstvogid.ru/formirovanie-duhovno-nravstvennyih-kachestv-lichnosti-u-doshkolnikov-posredstvom-sotsialno-orientirovannyih-aktsiy/.html
— организация самостоятельной деятельности: http://detstvogid.ru/organizatsiya-samostoyatelnoy-deyatelnosti-detey-v-usloviyah-dou-s-uchyotom-fgos-do/.html
— развитие межличностных отношений: http://detstvogid.ru/zdravstvuj-leto/.html
— формирование нравственных качеств: http://detstvogid.ru/rol-skazok-v-formirovanii-predposyilok-nravstvennyih-kachestv-u-detey-srednego-doshkolnogo-vozrasta/.html и здесь http://detstvogid.ru/formirovanie-nravstvennyih-tsennostey-u-detey-doshkolnogo-vozrasta/.html
— воспитание культуры поведения http://detstvogid.ru/vospitanie-kulturyi-povedeniya-u-detey-doshkolnogo-vozrasta/.html
3. Развитие информационно-образовательного пространства (ИКТ):
— что входит в информационно-образовательную среду: http://detstvogid.ru/informatsionno-obrazovatelnaja-sreda-dou/.html
— для старших воспитателей: http://detstvogid.ru/informatsionno-kommunikatsionnyie-tehnologii-kak-faktor-povyisheniya-kachestva-doshkolnogo-obrazovaniya/.html и здесь педсовет: http://detstvogid.ru/ispolzovanie-ikt-v-obrazovatelnom-protsesse-v-usloviyah-realizatsii-fgos-do/.html
4. Сетевое взаимодействие (социальное партнерство):
— для старших воспитателей: http://detstvogid.ru/upravlenie-dou-v-rezhime-setevogo-vzaimodeystviya/.html и здесь http://detstvogid.ru/setevoe-vzaimodeystvie-kak-sredstvo-effektivnoy-realizatsii-osnovnoy-obrazovatelnoy-programmyi-do/.html
5. Безбарьерная среда:
— адаптация и реабилитация детей с ОВЗ: http://detstvogid.ru/adaptatsii-i-reabilitatsii-detey-s-ogranichennyimi-vozmozhnostyami-zdorovya-v-usloviyah-dou/.html
— социализация детей с ОВЗ: http://detstvogid.ru/sotsializatsiya-detey-s-ogranichennyimi-vozmozhnostyami-zdorovya/.html
— создание инклюзивной практики в ДОУ: http://detstvogid.ru/sozdanie-inklyuzivnoy-praktiki-v-dou-kak-aktualnyiy-aspekt-podderzhki-semey-imeyushhih-detey-s-ovz-narusheniya-zreniya/.html
— организация семейного фестиваля как форма инклюзивной практики: http://detstvogid.ru/organizatsiya-semeynogo-festivalya-kak-forma-inklyuzivnoy-praktiki/.html
Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна,
доцент, кандидат педагогических наук,
администратор сайта.
Здравствуйте Бэла Геннадьевна. Помогите, пожалуйста, сформулировать тему для аттестации по раннему возрасту,связанную с фольклором
Надежда, здравствуйте! Можно так сформулировать: Речевое развитие детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм. Или:Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредством малых фольклорных форм.
Белла Геннадьевна, здравствуйте! Помогите, пожалуйста. Работаю старшим воспитателем в филиале школы недавно. Подскажите, какую документацию готовят старшие воспитатели к концу учебного года. И что должны сдать воспитатели? Заранее благодарю.
Светлана, здравствуйте! Дело в том, что в каждом ДОУ свои требования. Ведь сейчас каждое учреждение самостоятельно в выборе форм и содержания, а также в утверждении конкретных отчетных документов. Часто бывает, что городской (или районный) методический центр рекомендует эти документы. Поэтому Вам лучше спросить у своих соседей-коллег (старших воспитателей). Но в любом случае, в каждом саду старший воспитатель пишет «Отчет о педагогической работе за учебный год». В этом отчете прописывается абсолютно всё: начиная от годовых задач, заканчивая участием детей в тех или иных конкурсах.
Воспитатели также обязательно пишут аналитический отчет за год, где обязательно указывают результаты мониторинга, проблемы и достижения. И уже на основании анализа планируют задачи на следующий учебный год.
Здравствуйте Белла Геннадьевна! Помогите с работой по самообразованию, пол года отработала на второй младшей группе, до этого времени не работала воспитателем, я учитель, тему по самообразованию не брала, ушла в отпуск, с 1 сентября продолжаю работу на этой же группе будет она средняя уже, мне нужна тема по самообразованию по развитию речи, я бы хотела работать по ней начиная со второй младшей группы по подготовительную. Актуально ли это?помогите сформулировать и написать работу по самообразованию, заранее спасибо!очень жду ответа!
Наталья, здравствуйте! Тема про речевое развитие всегда будет актуальной, поэтому берите её. Формулировки могут быть такие:
1. Речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности. (Это самая лучшая тема, универсальная).
2. Развитие активной речи детей дошкольного возраста посредством театрально-игровой деятельности.
Насчет плана по самообразованию я Вам напишу на электронную почту.
Добрый вечер , Белла Геннадьевна, пожалуйста помогите сформулировать и составить тему и план по самообразованию в первой младшей группей. Формирование культ -гиг.навыков при помощи народного фольклера. Или тему для дальнейшего развития до подготовительной группы.
Людмила, здравствуйте! Тема про формирование культ-гигиенических навыков посредством фольклора очень узкая. По этой теме «особо не развернёшься»))))) Вы правы в том, что лучше взять тему до подготовительной группы.
Сейчас очень актуальна такая тема: «Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности». Естественно, в каждом возрасте задачи будут разные.
Если Вам ближе развитие речи, то можно взять такую тему: «Развитие активной речи у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности».
Да, я пишу коллегам план по самообразованию. Более подробно про план я напишу Вам на электронную почту.
Здравствуйте Белла Геннадьевна. Помогите мне, пожалуйста, подготовится к аттестации, не могу определиться с темой. Работала по теме «Развитие эстетического восприятия на материале изобразительного искусства».
Елена, здравствуйте! Жаль, что Вы не написали, какие направления Вам нравятся (или по каким хотели бы работать). Ну, раз у Вас была тема по художественно-эстетическому развитию, то можно взять такие формулировки:
1. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством детского дизайна. У меня на сайте есть статья про дизайн: http://detstvogid.ru/detskiy-dizayn/.html
2. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством применения нетрадиционных материалов в продуктивных видах деятельности. (Имеется в виду рисование, лепка, аппликация, ручной труд, конструирование).
Не забывайте, что, прежде, чем брать тему, нужно найти по ней диагностику (нужна не только для проверки результата работы с детьми, но и для аттестации). Я специально написала вам про развитие творческих способностей, потому что по этой формулировке можно найти диагностику.
Здравствуйте, Белла Геннадьевна я выбрала тему — Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством применения нетрадиционных материалов в продуктивных видах деятельности, можно Вам заказать программу по самообразованию по этой теме.
Добрый вечер, Белла Геннадьевна!Пожалуйста, помогите в формулировке методической темы и задач для дошкольной группы (разновозрастная группа 1.6-7 лет).
Елена, здравствуйте! Извините, что не сразу ответила. Увидела Вашу просьбу, стала думать и …. перешла к чтению писем по E-mail.
Вы мне задали непростую задачку: не сказали, по какому направлению хотите работать. А то мне так сложно определиться.
Могу предложить такие направления (они лучше всего объединяют детей разного возраста):
1. Ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края в процессе различных видов деятельности. (Со старшими можно заниматься исследовательской деятельностью, с младшими — наблюдением или через игру).
2. Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством театрально-игровой деятельности.
Насчет задач. Их надо придумывать для каждого возраста, тремя задачами не обойтись. Поэтому, если Вам это будет нужно, я могу это сделать платно. В этом случае напишите, пожалуйста, на почту сайта detstvogid@yandex.ru
Елена, здравствуйте!
Я написала Вам на электронную почту. Посмотрите там, пожалуйста.
Здравствуйте Белла Геннадьевна. Я выбрала тему — Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством применения нетрадиционных материалов в продуктивных видах деятельности, можно Вам заказать план по самообразованию по этой теме.
Добрый день, Бэла Геннадьевна. Выбрала тему для аттестации:Формирование речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности.
Подскажите, пожалуйста, правильно ли я сформулировала цель и задачи?
Цель:
Развитие всех сторон устной речи у детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности
Задачи:
1. Создание условий для речевого развития воспитанников посредством различных видов театрализованной деятельности.
2. Развивать речь детей как средство общения.
3. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
4. Развивать артикуляционную и мелкую моторику
5. Формировать положительное отношение детей к театрализованным играм.
Дарья, здравствуйте! Цель грамотная! Первая задача — грамотная! Вторую задачу лучше убрать, так как в третьей задаче Вы пишите про диалогическую речь, подразумевая диалог как средство общения. Третья задача — не «совершенствовать», а «развивать», потому что совершенствовать еще рано (у дошкольников сложно добиться связной монологической речи). Четвертая — формировать общеречевые умения: речевое дыхание, артикуляцию,темп и ритм речи. Пятая — грамотная! Шестая задача: Способствовать применению речевых умений в процессе театрализации.
Большое спасибо, за совет.
Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, как правильно сформулировать методическую тему по использованию кейс-технологий в образовательной деятельности ДОО
Доброе утро. Дополнение к вопросу о кейс-технологии. Мы используем фото-кейсы и кейсы-иллюстрации на различных занятиях: по пожарной и дорожной безопасности,безопасное поведение, охрана природы и т.д. А как правильно сформулировать эту тему в годовом плане воспитателя
Наталья, здравствуйте! Можно так: Формирование у воспитанников основ безопасности жизнедеятельности посредством применения современных интерактивных форм взаимодействия.
Добрый день, Бэла Геннадьевна!Рада вновь в Вам обратиться, на этот раз с необычной просьбой. В должности старшего воспитателя меньше года. За этот небольшой период отучилась на контрактного управляющего (пришлось), получила диплом о профессиональной переподготовке «Менеджмент в образовании» , даже прошла курсы повышения квалификации. Пока была «в бегах», настоящая проблема началась, когда ко мне пошли воспитатели за консультацией по вопросам аттестации, проведению самоанализа и др. Вообщем все это «обучение» как голопом по Европе ничего мне не дало. Поэтому, Бэла Геннадьевна, очень прошу, посоветуйте, какие курсы повышения квалификации дистанционно я могу пройти. Ведь предложений — пруд пруди, а чтобы не так затратно, а главное качественно и эффективно — боюсь без Вашей помощи не найду.
И еще, книгу Методические материалы… 230 руб. Вы в электронном варианте присылаете, или по почте. Очень буду признательна Вам за помощь. Спасибо.
Светлана, здравствуйте! Какая Вы молодец – столько курсов прошли! Жаль, конечно, что они не очень помогли((( Но все-равно, они будут в копилке Ваших знаний.
Светлана, честное слово, я даже не знаю, какие дистанционные курсы вообще есть. Я не смотрю, что предлагают различные институты. В этом вопросе, увы, помочь не смогу.
Насчет моих книжек: они все в электронном варианте. После оплаты сразу же высылается ссылка на скачивание.